ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Охват регионов
    Охват образовательных учреждений
    Охват педагогов
    48%
    География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
    24%
    С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
    35%
    Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
19
лет успешной работы
410
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2713
Организаций в статусе
партнёра программ
61
Авторских
образовательных курса
Далеко не всё о летних школах

Летняя школа – это как лагерь, но только учебный или научный. Школы бывают разными (даже зимними, весенними или осенними), а объединяет их одно: особая заинтересованность преподавателей и высокая мотивация школьников. Преподаватели часто привносят свои профессиональные и научные интересыот разведения змей в неволе до написания мобильных приложений. Курсы большинства выездных школ нацелены на расширение кругозора, а вовсе не на зубрежку формул. Темы скорей дополняют школьную программуможно запросто встретить курс по эволюции беспозвоночных или лекции о математической теории узлов. Такие курсы вряд ли пригодятся при сдаче ЕГЭ, зато могут привить любовь к науке и показать, зачем она нужна. И даже если школьник больше ни разу не столкнется с теорией узлов, его жизнь уже никогда не будет прежней.


Летние школы есть и за границей. Например, с недавнего времени существует школа «Алеф», проходящая в Мюнхене. Делают ее наши соотечественники, с богатым опытом проведения подобных школ в России. Приезжают на нее русскоязычные дети со всей Европы. В США и Европе есть собственные традиции учебных лагерей, значительно отличающиеся от российских. Несмотря на огромное количество зарубежных студенческих школ, каникулярных программ для подростков сравнительно там немного, и доступны они отнюдь не всем. Образовательные форматы также могут существенно отличаться. Так, например, многие учебные лагеря в США интегрированы в систему образования. Учеба в таких лагерях слабо отличается от учебы в университете, а сданные курсы идут в диплом.

Какими бывают школы?

Многопрофильные школы.

Одни из известных многопрофильных школ – ЛЭШ (Летняя Экологическая Школа) и ЗПШ (Зимняя Пущинская Школа). Так, например, на ЛЭШ есть отделения биологии, физики, математики и гуманитарных наук, а ЗПШ подразделяется на естественнонаучное, точное, гуманитарное и психологическое отделения. Выбирать что-то одно необязательно – поощряется посещение курсов разного профиля. Часть занятий проходит в формате традиционных лекций и семинаров, остальное же составляют лабораторные практикумы и полевые исследования. Кстати, на ЛЭШ, которая стоит палаточным лагерем, на свежем воздухе проходит и большинство лекций. Изучать гамильтонову механику под соснами ничуть не менее эффективно, чем в учебной аудитории, и намного приятнее.

Узкоспециальные школы.

Некоторые школы ориентированы на подростков, которые точно знают, чего хотят. Учебные курсы в таких лагерях отличаются очень глубоким уровнем изучения материала: продвинутой математикой занимаются в летней школе «Современная математика», а алгоритмическим программированием – в ЛКШ (Летняя компьютерная школа). Кстати, более половины победителей Всероссийских олимпиад по программированию выходит из ЛКШ. Помимо computer science на школе можно углубиться в современные практики промышленного программирования и под руководством преподавателей из крупных IT-компаний получить опыт командной работы над программным продуктом.


Научные школы.

В ШМТБ (Школе молекулярной и теоретической биологии) можно поучаствовать в работе лаборатории молекулярной биологии или биоинформатики, изучать функционирование белков или целых геномов. У некоторых школьников по результатам исследований даже выходят научные статьи в международных журналах. Занятия ведут ученые мирового уровня, причем часто по-английски. Школьники, выбравшие «мокрую» лабораторию, проводят часы с бактериями, белками и пробирками. В «сухих» лабораториях работают за компьютерами: ищут информацию в базах данных, пишут программы анализа генетической информации, изучают полученные в ходе экспериментов данные.

Школы, где делают проекты.

Часть школ, например, компьютерный лагерь «Слон», концентрируются на практической работе. Участник смены выбирает серьезную задачу и решает ее в течение смены. Это может быть, например, разработка искусственного интеллекта для компьютерной игры, моделирование движения водяной ракеты или программирование электронных часов. Как правило, всем достаются разные задачи: одной группе интереснее узнать, как на движение ракеты влияет сопротивление воздуха, а другие анализируют, как ведет себя ракета, постепенно теряющая массу из-за расхода топлива. Домой школьники привозят собственноручно выведенные формулы, самостоятельно написанные компьютерные игры и умение решать задачи, не имеющие единственно верного решения.

Летние школы: в 1960-ых и сегодня

Первые физико-математические лагеря появились в России в 1960-ые годы, и уже тогда летние школы старались держаться на переднем крае достижений науки и техники. С тех пор законы физики и математики не успели измениться, но количество научных инструментов серьезно увеличилось. К экспериментальному и теоретическому способам изучения законов природы добавился метод численных экспериментов. Иногда в работе пригождаются технологии, которым нет и десятка лет – в обычной школе о таких точно не расскажут. Биологи секвенируют геномы и ищут аналоги белков, применяя геномные базы данных; программисты изучают функциональное программирование и пишут собственные алгоритмы для распознавания изображений; физики делают первые шаги в схемотехнике и работают с 3D-принтерами. Однажды на Пущинской школе участники своими руками даже сделали сканирующий зондовый микроскоп.

Распространение интернета сильно повлияло на жизнь летних школ – почти нет смысла рассказывать старшеклассникам вещи, о которых достаточно прочитать статью в Википедии. Но практические и лабораторные курсы продолжают играть прежнюю, если не большую роль. Теперь можно копнуть глубже, ведь у современных школьников есть возможность самостоятельно заполнить пробелы. Нередко применяются специализированные технологии для обучения. Например, в Летней компьютерной школе используется автоматическая система проверки задач, позволяющая протестировать алгоритм на все возможные недочеты. Когда школьники возвращаются домой, они могут работать с ней по интернету, доделывая то, что не успели за смену.


Как попасть на летнюю школу?

На летних школах не бывает совсем случайных людей. Для начала нужно пройти вступительное испытание – это останавливает тех, кто (напрасно) считает, что учиться летом скучно. Обычно отбор приходится на весну, так что любознательным школьникам еще не поздно найти школу по душе. Большая часть рассчитана на старшеклассников, но бывают и исключения – например, ЛЭШ принимает школьников с пятого класса, а в школу «Современная математика» могут попасть студенты младших курсов.

Мир летних школ тесно переплетен с миром «матшкол» и школ для одаренных детей. Часть организуется вузами – например, Школа прикладной математики и физики (ПМФ) при МФТИ. Большая часть упомянутых выше школ располагается в Московской области, хотя бывают и региональные: Красноярская летняя школа или Кировская летняя многопредметная школа. На некоторые из них ученики съезжаются со всей России, а иногда даже из-за границы.

Значительная часть летних школ существует на волонтерских началах: стоимость путевки фактически равна стоимости проживания и питания. За счет спонсорской помощи фонда «Династия», ABBYY, ВКонтакте и Яндекса некоторым школам удается существенно сократить цену или вовсе предложить бесплатные путевки для победителей олимпиад.

Чтобы выбрать школу для учебы (или даже для преподавания), лучше изучить детали на отдельных сайтах. Более полный список летних школ можно найти в Википедии и на сайте Московского центра непрерывного математического образования. Рекомендуем заглянуть также в список школ прошлого года, поскольку не все лагеря успели обновить информацию на сайте.

Несмотря на серьезные различия в учебном процессе, главный результат у всех летних школ один: детям становится интересно учиться и получать новые знания. И, хотя это не является целью, большей части школьников удается поступить в вузы, как МГУ, МФТИ, МГТУ, РГГУ, ВШЭ, СПбГУ, ИТМО и другие сильнейшие учебные заведения. Поступив в университет, многие продолжают приезжать на летние школы - уже в качестве преподавателей.

Источник: edutainme.ru


Илья Воронцов