Открытый молодёжный университет – это пространство уникальных возможностей, основанное на инновационном обучении, командной проектной деятельности, геймификации и погружении в научно-техническое творчество. Мы постоянно совершенствуем наши курсы, чтобы подготовить успешных представителей будущего поколения инженеров и новаторов к жизни в высокотехнологичном мире.
молодежных мероприятий
партнёра программ
образовательных курса
Первые шаги, первые впечатления, первые открытия… Это классические признаки самой счастливой поры жизни – детства. Каждый ребенок открывает для себя мир. Но не каждый способен что-то открыть этому миру. Или каждый?!
17 января – красный день календаря!
Все больше детей в мире становятся авторами «взрослых» изобретений. В 13 лет московский школьник Дмитрий Резников сконструировал зубную щетку для космонавтов (2011 год), а его ровесница – американка Мэллори Кьювмен – изобрела леденцы от икоты (2012 год). 15-летний француз Луи Брайль придумал шрифт для незрячих людей (1824 год), а канадец Жозеф-Арман Бомбардье в этом же возрасте создал снегоход (1922 год). Игрушечный грузовик с откидывающимся кузовом запатентован на имя Роберта Пэтча – автору популярной игрушки было всего 6 лет (1963 год). Аланна Майерс в свои 8 лет опытным путем нашла средство для безболезненного снятия бинтов (2011 год).
Одним из первых подростков-изобретателей стал Бенджамин Франклин – в будущем известный дипломат, государственный деятель, журналист, ученый, изобретатель, писатель. В 12 лет он придумал ласты для плавания. Правда, они надевались на руки, а не на ноги. Но суть и ценность изобретения от этого не изменились. В день рождения Б. Франклина, 17 января, во всем мире отмечается День детских изобретений, призванный развивать и поощрять детские начинания, стремления и творческое мышление!
Наука в жизни детей
Раньше наука ассоциировалась с открытиями великих и известных ученых, научно-исследовательскими лабораториями, кандидатскими и докторскими диссертациями, публикациями в журналах. Сейчас слово «наука» уже соседствует со словом «дошкольник». И речь не о последних исследованиях в педагогике, психологии или педиатрии: а о системном погружении детей в научный мир исследований, опытов и гипотез. И это неудивительно. У маленьких ученых есть не только желание познавать, творить, изобретать, – но и широкий спектр возможностей.
Сегодня дети:
- проводят опыты и эксперименты;
- читают познавательные журналы и книги;
- смотрят обучающие мультипликационные фильмы;
- посещают детские научные клубы и технопарки, кружки научно-технического творчества, интерактивные выставки;
- участвуют в тематических мероприятиях;
- отдыхают и учатся на профильных сменах в детских лагерях.
Уже в детских садах ребята занимаются робототехникой и конструируют. Маленькие фантазеры и выдумщики реализуют собственные проекты и даже запускают стартапы! Этому способствует среда стремительного технологического развития: обилие и скорость внедряемых технических новинок, прорывы в медицине, промышленности, нано-, биотехнологиях.
Что же такое детская наука?
Если поискать в интернете термин «детская наука», то вы не найдете прямых или академических определений. Большинство ссылок связано с описанием опытов и экспериментов, предложениями научных шоу и развлечений. Статистика показывает, что интерес к данному направлению растет. В 2017 году на 15% увеличилось количество запросов в поисковиках на тему «детская наука», по сравнению с 2016 годом.
Детская наука – это формат науки, направленный на познание здесь и сейчас. Это связь обыденной жизни с научным знанием на языке ребенка. Это постоянное критическое мышление через вопросы: «Почему? Как? Зачем?», которые дети задают себе, взрослым и друг другу. Это сотворчество с педагогом и родителем. Где взрослый – это наставник, тьютор, ассистент и друг – вместе с юным экспериментатором опытным путем проверяет догадки и гипотезы. Преподаватель уже не столько обучает ребенка, сколько направляет, раскрывает потенциал маленького ученого.
Это передовые образовательные технологии: игрофикация, проектная деятельность, перевернутый класс, научные мастер-классы, опыты и эксперименты, экскурсии и встречи с экспертами.
Это новые образовательные и исследовательские пространства, интерактивные образовательные порталы и площадки, соединяющие виртуальный мир с реальным.
Это признание достижений: защищенные перед аудиторией проекты, награды за участие в конкурсах и олимпиадах, формирование и накопление портфолио. Это продуктивная деятельность детей, итог которой – получение новых знаний и создание собственных уникальных изобретений.
Портрет маленького ученого:
- обладает образным мышлением;
- умеет сформулировать запрос, проблему, гипотезу;
- имеет творческие и исследовательские навыки и развивает их;
- стремится применить знания, чтобы создать что-то новое, улучшить мир вокруг;
- владеет навыками прототипирования и моделирования;
- развивает 4К-компетенции: креативность, критическое мышление, коммуникативность, кооперацию.
Что вокруг?
Чем комфортнее и непринужденней окружающее детей образовательное пространство, тем естественней будет среда для творчества, исследований и познания. Современные исследовательские площадки для детей – это модульная мебель, яркие краски, удобство, функциональность и новейшее оборудование для проведения опытов и экспериментов. Это смена игровых, интерактивных активностей. В этих условиях маленький ученый будет иметь все инструменты к пониманию образовательного материала, возможности применить эти знания, создавать новое.
Сейчас по всему миру открывается все больше детских креативных образовательных площадок для популяризации науки, высоких технологий и передовых открытий.
В Парке науки и искусства «Сириус» в Сочи располагаются лаборатории, «полигоны», лекториумы, творческие мастерские, концертные залы, оснащенные по лучшим мировым стандартам. Здесь ребята реализуют научно-исследовательские и проектные работы, проводят опыты по генной инженерии, моделируют и тестируют микроспутники. Каждый может стать соавтором исследований и открытий, разработок новых устройств и технологий.
Два интерактивных музея в Екатеринбурге – «NEWTON» и «NEWTON BIO» – это множество интереснейших устройств и механизмов: тепловизор, левитатор Бернулли, бесконечное зеркало. Рассмотрев эти приборы и поняв принцип их действия, так легко стать ближе к гениальным изобретателям. Почувствовать себя властелином природы помогут экспонаты, которые создают управляемые торнадо и цунами. Наглядно изучить устройство организма человека позволят гигантские модели сердца и пищеварительного тракта.
Начиная с 2016 года более 40 регионов России подключились к федеральной сети детских технопарков «Кванториум».
Принцип действия таких пространств продуман до мелочей – на одной территории ребята могут попробовать себя в разных направлениях-квантумах, получить новые знания и тут же применить их на практике. Кванторианцы могут приобрести как научно-технические (hard skills), так и изобретательские и социальные компетенции (soft skills).
В Сингапуре для детей создан Science Centre Singapore, где дети все могут потрогать руками. Практически все экспонаты в детском научном центре – интерактивные. Еще один пример того, как наука преподносится весело, открыто и увлекательно.
Путь в науку
Маленькие ученые должны проходить все этапы научного пути: поиск проблемы, постановку целей и задач, разработку гипотезы, исследование и анализ, доказательство новизны и пользы, возможностей применения своего исследования или изобретения.
Нужно сделать этот научный путь ярким, интересным, эмоциональным. Важно готовить новое поколение ученых к «взрослой» науке уже сейчас, когда она является для них естественной средой обитания. Тогда дети будут любить и понимать науку. Они смогут придумать множество интересных изобретений с большим заделом на будущее.
И совсем скоро мы будем передвигаться на воздушных автомобилях, строить подводные города, купим первый билет на Марс. Ведь наука, и детская, и взрослая, помогает двигать вперед весь земной шар, вносить улучшения в окружающий мир и жизнь всего человечества!