ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Охват регионов
    Охват образовательных учреждений
    Охват педагогов
    48%
    География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
    24%
    С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
    35%
    Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
19
лет успешной работы
410
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2713
Организаций в статусе
партнёра программ
61
Авторских
образовательных курса
Новые образовательные подходы для нового поколения

Отличительной особенностью развития современной системы образования в мире является её интернационализация. Изучение лучших зарубежных практик при разработке современных программ дополнительного образования для школьников уже не дань моде, а необходимость. Этому способствуют и реализация новой приоритетной программы Минобрнауки РФ «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», и активная позиция российских образовательных учреждений, которые предлагают свои программы на международном рынке образовательных услуг. На данный момент в России продвижением образовательных продуктов за рубеж и бенчмаркетинговыми исследованиями преимущественно занимаются только вузы.

Яркий пример международно-ориентированной организации, как по общей системе менеджмента, так и по разработке программ дополнительного образования и внеурочной деятельности – Открытый молодёжный университет (ОМУ). Это некоммерческая организация, которая создаёт авторские образовательные методики в сфере научно-технического творчества молодёжи (НТТМ) для детей 1-11 классов. ОМУ проводит аналитические исследования международных источников, консультируется с зарубежными экспертами, адаптирует и внедряет лучшие практики в новые модели образовательных программ на российском рынке образовательных услуг.

Обзор лучших международных образовательных практик в сфере НТТМ

Аналитические исследования ряда зарубежных стран, активно развивающих систему НТТМ-образования школьников, позволяют выделить лучшие международные практики. Они применяются в США, Австралии, Финляндии, Франции, Индии, Малайзии. Данные системы образования объединены широким использованием общемировой концепции STEM (Science-Technology-Engineering-Mathematics) и подхода CDIO (Conceive-Design-Implement-Operate).

Наиболее распространённая модель дополнительного образования для детей во всем мире – сеть центров LEGO Education (США), предлагающих разноуровневые программы в области конструирования.
 

Основа модели дополнительного образования в Финляндии – LUMA Cеntres. Центры работают на базе сети ведущих государственных университетов. Аналогичная модель используется во Франции. К недостаткам можно отнести отсутствие комплексного подхода к организации обучения, поскольку образовательные практики подчинены целям и задачам конкретного университета и ограничиваются возможностями отдельного кампуса.

Некоммерческая индийская организация India STEM Foundation – единая организационная структура дополнительного образования, создающая сеть STEM-центров по всей стране. Развитая сеть центров с универсальным подходом к организации обучения позволяет охватить максимальное число школьников различных возрастов. Индийская система STEM-обучения также включает в себя сеть мини-научных центров для детей –Mini Science Centres, в которых школьники знакомятся с интересными научными явлениями.

Гибкая модель дополнительного образования Индии позволяет интегрировать собственные ресурсы центров и оборудование таких производителей, как LEGO и ATLAB. Такая техническая база расширяет спектр возможностей и способствует углубленной подготовке обучающихся к участию в олимпиаде по робототехнике Indian Robot Olympiad и в международном соревновании Первая лига LEGO.

Комплексным подходом к организации деятельности школьников с 13 до 19 лет в области научно-технического творчества занимается аналог детского образовательного технопарка – Penang Science Cluster (г. Пенанг, Малайзия). Кроме образовательных кейсов, которые ведут профессионалы предприятий, Penang Science Cluster проводит международные проектные выставки, научные ярмарки, соревнования по VR, робототехнике, программированию мобильных приложений, проектам в Scratch, а также по созданию компьютерных игр.

Ещё более продвинутый подход к развитию школьников в сфере инженерии – Smart Educational System – демонстрирует Австралия. Здесь центры дополнительного образования создаются крупными ассоциациями, включающими школы, наукоемкую базу, промышленные предприятия, университеты и технологические площадки. Самый яркий пример такой организации – Commonwealth Scientific and Industrial Research Organization (CSIRO), широко известной проектно-ориентированными сменами в летних лагерях и центрах для детей.

Образовательные принципы

Анализ лучших практик международного образования позволил выделить основные принципы построения успешной модели непрерывного НТТМ-образования для школьников 1-11 классов:

  • принцип разноуровневости (специфика целей и задач обучения для различных классов);
  • принцип модульного построения учебных планов и программ (формирование комплексных программ из логически законченных тематических блоков);
  • принцип интегрированности образовательной программы (интеграция образовательного, проектного, практического и событийного направлений деятельности);
  • принцип ресурсоэффективности (комплектование программы «под ключ», использование интерактивных web-порталов и электронных учебников, создание механизмов оценки качества обучения, встроенная система повышения квалификации педагогов);
  • принцип индивидуализации (возможность выбирать проекты, строить свою образовательную траекторию).

Лучшие образовательные подходы:

  • междисциплинарный подход – наличие связей между различными областями знаний;
  • компетентностный подход – автоматизированная оценка результатов обучения по компетенциям;
  • STEM – Science-Technology-Engineering-Masthematics: Наука-Технология-Инженерия-Математика;
  • CREST – творчество в исследованиях, инженерии, науке и технике;
  • CDIO – Concieve-Design-Implement-Operate: Задумать-Проектировать-Внедрить-Работать;
  • Smart Educational System – система обучения в сетевом партнёрстве и взаимодействии с образовательными организациями общего и дополнительного образования;
  • адаптивная образовательная среда и индивидуальный подход – формирование заданий и проектов в соответствии с интересами и компетенциями обучающихся, электронное портфолио, система расчёта компетенций;
  • непрерывное повышение квалификации педагогов;
  • смешанная модель обучения – оптимальное соотношение очного обучения и в режиме on-line;
  • авторские методики и материалы для обучения.

Исследование международных образовательных подходов и принципов обучения способствует разработке современной универсальной образовательной и организационной модели. Такая модель выстраивается на основе лучших мировых образовательных практик. Комплексные программы, создаваемые в настоящее время в сфере российского дополнительного образования и внеурочной деятельности, направлены на непрерывность образовательного процесса, использование передовых методик и принципов. По этим программам будут обучать созидателей и новаторов нового поколения.


Людмила Ларина