ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Охват регионов
    Охват образовательных учреждений
    Охват педагогов
    48%
    География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
    24%
    С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
    35%
    Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
19
лет успешной работы
410
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2713
Организаций в статусе
партнёра программ
61
Авторских
образовательных курса
20 тезисов о будущем образования

Скоро школьникам не нужно будет учить или запоминать кучу всего, нужно будет уметь правильно поставить вопрос. На международной выставке об образовании Bett Show были выдвинуты тезисы о будущем образования.

О детях

  • Дети более мотивированы что-либо делать, если могут сами погрузиться в изучаемую тему и увидеть своими глазами, как там всё устроено. Через понимание процесса изнутри придёт и понимание того, насколько эта тема близка ребёнку.
  • Детям нужна свобода выбора. Мы должны давать возможность им самим отвечать на вопросы зачем что-то делать или зачем это нужно.
  • Технологии — это драйвер и возможность делать выбор. То есть за счёт технологичного процесса образования появилась возможность показать, как и что устроено в очень многих областях. И увидев, ребёнок сам поймёт, интересно ему это или нет.
  • Но надо помнить, что технологии не делают процесс обучения проще, они дают возможность сделать его другим.
  • Цель образования в современном мире — do what you want to do and be able to do it. То есть человек, вне зависимости от возраста, должен понимать, что он хочет делать, и иметь все интеллектуальные возможности это делать.

 

Что нужно развивать

Сегодняшние школа и университет готовят людей для выполнения определённых, узких функций на рабочем месте. Нужно уходить от этой модели в сторону развития возможностей и навыков (в первую очередь, тех самых метапредметных), а не давать конкретные знания. Эта проблема общая для всех стран, но в Европе и США школы более свободны в своём выборе образовательных предметов и методик, и могут выстроить образовательный процесс так, как считают нужным.

По мнению зарубежных коллег, упор стоит делать на развитие следующих навыков:

  • Видение (Vision). Нужно учить по простой формуле «why — how — what». Сначала отвечать на вопрос «зачем» делать — по сути, формировать результат деятельности исходя из перспектив и горизонтов. Затем, «как делать» — что для этого использовать, какие технологии, подходы, инструменты. И «что» делать — как выстраивать процесс достижения результата, планирование.
  • Любопытство (Curiosity). Нужно культивировать в ребёнке интерес ко всему новому и незнакомому, чтобы мотивация была естественной.

  • Креативность (Creativity). Искать идеи и решения и уметь это делать осмысленно.
  • Критическое мышление (Critical thinking). Анализировать, вычленять суть, находить оптимальные решения.
  • Социальные навыки (Social skills). Умение адаптироваться в социуме для работы в команде.
  • Сотрудничество (Collaboration). Командная работа как отдельный навык, который включает две составляющие: то самое взаимодействие с другими участниками команды и синтез как умение находить дополнительные возможности взаимодействия.
  • Навык поиска ответов (Ability to frame the question). Это по сути работа с информацией. Не нужно учить или запоминать кучу всего. Всё есть в сети. Нужно уметь правильно поставить вопрос, найти варианты ответа и вычленить суть.
  • Умение учиться. Рамочная, объединяющая конструкция, которая обеспечит человеку возможность развиваться и расти на протяжении всей жизни.

 

Процесс обучения

Bett 2018 недвусмысленно указывает на то, что все понимают ценность персонализированного обучения. То есть чтобы каждый человек двигался в процессе обучения по своей собственной (даже не групповой) траектории и за счёт этого достигал пика своего развития. Сегодняшнее технологическое оснащение уже вполне позволяет это делать. При этом здесь речь не идёт об «автоматическом» (или дистанционном, онлайн), без участия учителя, процессе. Роль учителя, человека знающего, способного подсказать и направить, как никогда важна.

  • Чтобы развивать все умения и возможности, нужна гибкая и супервариативная методология. То есть каждая практическая задача должна иметь несколько вариантов решения. Эти варианты можно как раз разбирать с учениками, вырабатывая умение смотреть на задачу с разных сторон, оценивать её, анализировать, искать решение.
  • Залог успешного результата обучения — это понимание, осознание учителем: что детей мотивирует; о чём они мечтают; что их останавливает или тормозит. И процесс обучения отстраивать нужно от этого.
  • Для эффективности обучения процесс должен быть двусторонним: учитель оценивает результаты (точнее, даёт обратную связь) ученика, а ученик — учителя. Таким образом и выстраиваются доверительные отношения, и обучение переходит на качественно иной уровень.

 

Оценка умений

  • Тестирование как опросник, с вариантами ответов и оценкой на основе количества верных, хорошо подходит для «среза знаний». Но в новой парадигме образование — это не знания, а развитые до нужного состояния возможности и приобретённые умения (навыки). Так что нужно искать другие формы.
  • Здесь может помочь постоянная диагностика или мониторинг. Учителю нужно вести «журнал заметок» по каждому ученику, расставляя галочки в нужных графах и комментируя. Критерии — те самые возможности и умения, которые нужно развить и привить. Конечно, для простоты отметки должны быть бинарными. Таким образом, мы понимаем в динамике, что вот, к примеру, пять уроков подряд мальчик Серёжа предлагает ответ на практическую задачу. Значит, в нём закрепляется навык поиска решений.

 

О роли учителя

  • Чтобы трансформация общества шла в правильном направлении, очень много работы должно проводиться с учителями. И снова, сложности с этим есть не только в России. Но у нас уровень понимания технологий и будущего у учителей более низкий, чем на Западе.
  • Учителя должны уметь обращаться и, самое главное, использовать в обучающем процессе те же устройства, что и дети. Для учителя эти устройства должны быть привычным инструментом.

Конечно, никто не говорит, что вся ответственность за будущее детей лежит только на учителях. Вовсе нет. Наоборот, все здесь, на выставке, отчетливо понимают, что эта ответственность — общая. Школа и родители должны сообща участвовать в воспитании ребёнка. А бизнес готов в этом всячески помогать, создавая правильные образовательные продукты, которые при поддержке государства могут массово внедряться в школы и менять образовательные методики в соответствии с реальностью.

 


МЕЛ