ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Охват регионов
    Охват образовательных учреждений
    Охват педагогов
    48%
    География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
    24%
    С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
    35%
    Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
19
лет успешной работы
410
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2713
Организаций в статусе
партнёра программ
61
Авторских
образовательных курса
Как создать среду для личностно-ориентированного обучения

Личностно-ориентированное обучениеstudent-centred learning» или «learner first») — это система, в которой учащийся становится не менее активным участником процесса образования, чем учитель. Главная цель такого подходане усвоение учебной программы, а развитие личностных способностей учеников к образованию. Ученику предоставляется активная позиция для того, чтобы самостоятельно управлять своим обучением: формировать цели, планировать выполнение заданий, формулировать принципы оценки и так далее.

Тенденция перехода к личностно-ориентированному обучению, которая наблюдается в современном мире последние двадцать лет — это не дань моде. Это необходимость использовать более эффективный механизм для того, чтобы образование выполняло свою функцию: готовило людей, которые способны эффективно участвовать в жизни современного обществарасчетом на обозримое будущее).

В 1990-х – 2000-х годах было проведено немало исследований результатов применения методов обучения, в которых акцент сделан на самостоятельности и активности учащихся в получении знаний. На них ссылается лондонский Центр развития профессиональных навыков City & Guilds в своих рекомендациях по политике и реализации подхода «learner first». Так, в 1999 году английский журнал British Medical Journal опубликовал результаты анализа использования проблемного метода в подготовке медиков. Студенты показали необычайно высокий уровень освоения практических навыков и усвоения теоретических знаний. Другие исследования демонстрируют, что ученики в школах с реализованным личностно-ориентированным подходом успешно доказывают эффективность своего образования далеко за пределами школ.

Многим давно очевидно, что ситуация, когда учитель в течение всего урока диктует ученикам, что именно они должны делать, а те только безропотно выполняют указания, не является единственно возможной. Существуют невероятные примеры того, как талантливые учителя вносят разнообразие в учебный процесс и применяют личностно-ориентированные методы обучениятаких примерах мы не раз писали: Школа-парк: там, где двери всегда открыты, «Афины»: школа, которая учится, Digital-биология в лицее «Бауманский»). Но до сих пор о них говорится скорее как об исключениях, которые лишь подчёркивают общее состояние дел. Ни одна система образования не перестроится в одночасье.

Дело в том, что для того, чтобы личностно-ориентированное обучение стало частью системы общего образования, необходимо несколько составляющих:

ученики, которые готовы к тому, чтобы быть «двигателями» процесса учёбы;

учителя, которые готовы применять соответствующие способы преподавания;

поставщики образовательных продуктов (учебников, компьютерных программ, техники), которые готовы поддерживать учителей в реализации личностно-ориентированного обучения;

правительство, включающее вышеназванных деятелей образования в процесс принятия решений.

Можно бесконечно ждать, пока идеально сойдутся все эти составляющие и модель будет реализована на уровне страны. Но в реальности изменения начинают происходить на уровне школ, и уже накоплен международный опыт, который помогает к ним приступить.

Николь Хьюза, специалист фонда Matchbook Learning, внедряющего современные образовательные технологии в неблагополучные школы США, даёт в одной из своих статей несколько важных рекомендаций тем, кто хочет реализовать в своей школе личностно-ориентированную модель обучения.

Во-первых, Николь Хьюза рекомендует оптимально использовать технические возможности. Современные цифровые технологии позволяют составлять индивидуальный учебный план для каждого ребёнка, вести индивидуальную статистику успеваемости, сделать занятия более наглядными и наладить между всеми участниками процесса эффективную коммуникацию. Всё это требует определённого технического обеспечения. Работает ли каждый ученик школы со своим персональным ноутбуком или планшетом, или у вас в распоряжении только 1-2 компьютерных класса?

В первом случае, если у каждого ребёнка есть своё цифровое устройство, вы можете создать полностью персонифицированную среду обучения, с разработанным индивидуальным учебным планом и поддержкой. Это можно реализовать без дополнительных финансовых трат, так как учителя могут вести свои личные блоги или веб-страницы, с помощью которых могут представлять учебные материалы и поддерживать коммуникацию. Если средства позволяют, приобретается программное обеспечение, разработанное специально для школ.

Во втором случае вам нужно организовать учебный процесс так, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру с определённой периодичностью для выполнения заданий по определённым предметам. Например, часть уроков по математике может проходить в компьютерном классе, во время которых ученики работают над персональными заданиями. Можно комбинировать эти подходы, обеспечив всем ученикам регулярный доступ к общим компьютерам и выделив 3-5 ноутбуков на каждый класс.


Во-вторых, Николь Хьюза предлагает гибко использовать человеческие ресурсы для воплощения ваших идей. Вовсе необязательно, чтобы весь школьный коллектив сразу был готов перестроиться под личностно-ориентированное обучение. Достаточно взять в свою команду нескольких педагогов, готовых экспериментировать и имеющих хорошую репутацию среди коллег. Их успехи будут способны заразить энтузиазмом и остальных.

Кроме того, вы можете делать ставку на старших школьников, которые уже имеют все данные для того, чтобы играть активную роль в процессе обучения. Ребята с активной жизненной позицией и лидерскими качествами будут только рады, если вы отдадите часть инициативы в их руки.

В-третьих, вы должны быть готовы к тому, что придётся преодолевать некоторое сопротивление и при этом обеспечивать учителям возможность для дополнительного профессионального образования: краткосрочные курсы, конференции, тренинги — всё это поможет освоить новые методы преподавания и, возможно, изменить подход к образованию вообще.

Ещё одно важное замечание, которое делает Николь Хьюза, касается того, как не превратить внедрение нового подхода в хаос. Для этого все участники процесса должны чётко представлять, что ожидается в результате. Такими ожиданиями может быть повышение самостоятельности учеников в решении тех или иных вопросов, повышение успеваемости и так далее. Нужно быть уверенным, что все стороны одинаково понимают эти ожидания и согласны с ними. Реализация личностно-ориентированного подхода зависит от множества факторов и нужно иметь в виду, что нет единой модели, которая подходит безусловно всем.


«Я никогда не учил своих учеников, я только создавал условия для того, чтобы они учились», — эти слова Альберта Эйнштейна ещё раз показывают, что идеи личностно-ориентированного обучения появились задолго до того, как сам термин вошёл в обиход и стал темой педагогических конференций. Но сейчас, пожалуй, самое время принять такой подход как необходимость.

 

Источник: newtonew.com


Екатерина Толкачева