ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Охват регионов
    Охват образовательных учреждений
    Охват педагогов
    48%
    География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
    24%
    С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
    35%
    Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
19
лет успешной работы
410
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2713
Организаций в статусе
партнёра программ
61
Авторских
образовательных курса
Визуальное мышление в электронном обучении и не только

Как гармонично соединить современные средства наглядности с содержанием учебного предмета, чтобы сделать процессы изучения и закрепления более эффективными? В этой статье исследуем основные преимущества и актуальные способы использования визуального мышления в обучении.

Преимущества визуального мышления

Визуальное мышление – один из познавательных процессов, направленный на информационную подготовку и принятие решения. Осуществляется посредством либо целенаправленных действий, либо неосознаваемых операций, таких как манипулирование образами, их трансформация, «умственное вращение» и др. Эти операции осуществляются как с первичными, так и со вторичными образами и их предметными значениями. Продуктом визуального мышления является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение структурированным и видимым.

Использование визуального мышления и, соответственно, визуальных средств наглядности в обучении дает ряд преимуществ:

  1. Упрощает сложные понятия.
    Благодаря визуализации даже самую сложную идею возможно отобразить в одном рисунке или схеме, которые можно охватить одним взглядом вместо прослушивания долгих устных объяснений или прочитывания большого объема текста. В таком виде мозг обрабатывает знания быстрее и эффективнее.
  2. Мотивирует обучающихся анализировать информацию.
    Разнообразные карты, схемы и графики позволяют нагляднее представить иерархические отношения, причинно-следственные связи и динамику изучаемых явлений, выявить их сходства и различия.
  3. Повышает «прочность» получаемых знаний.
    Народная мудрость «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» подтверждается экспериментально. Например, психолог Б.Г. Ананьев установил, что зрительное восприятие происходит на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, в то время как через слуховую систему – только на уровне представления. Через каждые 5-10 секунд мозг «отключается», так как срабатывают его защитные свойства, и процесс слушания прерывается. Поэтому целесообразно повторять сложную информацию не менее 3 раз, широко задействуя различные средства наглядности.

Современные средства визуализации учебного материала, которые можно использовать прямо сейчас

Для того чтобы нагляднее представить новую тему, можно самостоятельно, в дополнение к УМК, создать визуальный иллюстративный материал. Благодаря большому количеству электронных сервисов это не потребует от Вас специальных навыков и займет не так много времени. Кроме того, можно в качестве продуктивного задания поручить разработать подобный иллюстративный материал самим учащимся, и эта работа станет превосходным средством закрепления, изученного или актуализации ранее полученных знаний.

Итак, какие современные средства наглядности позволят «включить» на уроке визуальное мышление учащихся?

Инфографика

Инфографика долгое время считалась прерогативой маркетинга и рекламы, но в последние годы она стала активно использоваться и как средство наглядности в обучении. С помощью инфографики можно ярко и доступно представить сложную статистику, иерархию или процесс. Вы можете комбинировать текст, изображения, графики и диаграммы. Такой способ визуализации данных не только облегчит подачу сложного материала, но и повысит познавательную мотивацию учащихся.

Интеллект-карта

Чтобы собрать воедино и структурировать изученные на уроке понятия, отлично подойдет интеллект-карта, или mindmap.

Интеллект-карты помогают установить причинно-следственные связи и родо-видовые отношения между понятиями и объектами. Кроме того, большое преимущество данного средства визуализации – простота и скорость исполнения, поэтому можно предложить ученикам создать интеллект-карту по изученному материалу во время урока, с помощью гаджета или прямо у себя в тетради. А в специальных электронных сервисах для интеллект-карт можно украсить схему иллюстрациями, иконками, видеофрагментами, а также добавить анимацию, чтобы отдельные части карты появлялись по очереди в заданном порядке. Подобная творческая проработка учебного материала поможет повысить познавательный интерес и лучше закрепить информацию в долговременной памяти учащихся.

Скетч

Скетч – набросок, зарисовка – ещё один хороший способ визуализации данных, мотивирующий учащихся пропустить входящую информацию “через себя” и дать осмысленную обратную связь на “своем” языке, а не на языке учебника. Можно попросить сделать скетч по итогам изучения новой темы, или по информации из учебного видео, или по устному ответу на уроке или докладу одного из учащихся. Кроме того, что ученики переработают информационную составляющую, в своем скетче они смогут выразить эмоциональную оценку изучаемой темы и проявить творческие способности.

Иллюстрированный сторителлинг

Как говорить просто о сложном? Попробуйте сделать из изучаемой темы увлекательную историю! Интересный сюжет, простой язык, небольшой объем улучшат восприятие информации. Разумеется, далеко не в каждом предмете школьной программы найдется тема, из которой получится новелла или детектив. Но, используя общие принципы сторителлинга (обязательное наличие завязки, кульминации и развязки, или утверждения, аргументации и выводов), можно повысить концентрацию внимания, интерес к изучаемой теме и, как результат, быстрее изучить и прочнее закрепить новый материал. Чтобы сделать сторителлинг еще более эффективным и доступным в качестве задания для учащихся, вместо тысячи слов можно использовать иллюстрации.

Предложите ученикам по итогам отдельного занятия или изучения большого раздела составить сделать слайд-шоу или презентацию, чтобы из отдельных изображений получилась единая история. Можно усложнить задание: предложите добавить к каждой картинке ёмкий заголовок и/или короткое описание. Одновременно с усвоением знаний такой подход будет способствовать развитию ассоциативного мышления (в моменте выбора иллюстраций), установлению причинно-следственных связей и одновременно задействует вербальное и невербальное мышление.

Временная шкала, или Timeline

Незаменимый на уроках истории, временной график пригодится и на других предметах школьной программы. Например, при изучении биографии автора или ученого можно составить временную шкалу с наиболее важными вехами его жизни, произведениями или научными открытиями. Или составить хронологическую шкалу из разных событий, объединенных общей темой: например, “Семь чудес света” с указанием времени их существования и создателей или “Великие географические открытия”. По сравнению с перечислением дат и описанием событий в столбик или даже их оформлением в виде таблицы, timeline поможет лучше увидеть развитие явления или процесса во времени, сравнить отдельные временные отрезки, выявить связь между ними и обозначить ключевые события.

Источник: Мобильное электронное образование


Мобильное электронное образование