ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Охват регионов
    Охват образовательных учреждений
    Охват педагогов
    48%
    География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
    24%
    С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
    35%
    Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
19
лет успешной работы
410
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2713
Организаций в статусе
партнёра программ
61
Авторских
образовательных курса
Мобильное обучение 2016+: контекстное обучение, образование без границ и дополненная реальность

Согласно исследованию мобильного рынка, проведенному аналитическим центром The International Data Corporation (IDC), в 2016 году 44% всего населения Земли будет иметь доступ в интернет, а 2 млрд человек будут использовать для выхода в сеть именно мобильные устройства. До 2020 года ежегодный прирост интернет-пользователей будет составлять 2%. Каким образом увеличение аудитории мобильного интернета повлияет на образование?

Пользователями смартфонов являются не только взрослые, но и дети. По данным Mail.ru, 69% детей в России начинают пользоваться гаджетами ещё в дошкольном возрасте, для них это становится нормой жизни. При этом каждый пятый ребёнок использует мобильные устройства в образовательных целях. В связи с этим в педагогике становятся востребованными технологии мобильного обучения, основанные на возможности получения образования в любое время, в любом месте, с помощью любого устройства.

Итак, какие тренды мобильного образования будут активно развиваться в 2016 году и в более далёкой перспективе?

Образование в персональном контексте

Актуальность и лаконичность образовательного контента

Мобильное устройство – телефон или планшет – практически всегда у нас под рукой, и мы часто используем его как «информационный навигатор»: читаем новости, прокладываем маршруты, ищем контактную информацию и так далее. Всё многообразие потребляемого контента объединяет одна общая особенность – его актуальность. Беря в руки смартфон, мы ищем информацию, которая нужна нам здесь и сейчас, максимально точную и достаточную по объёму.

Актуальным в этом смысле должно быть и мобильное обучение. Мобильный образовательный контент станет более «концентрированным», оперативно предоставляя учащемуся искомую информацию в лаконичном формате, но при этом не ограничивая его в поиске дополнительных данных. Также станет востребованной технология мгновенных оповещений, которую уже используют некоторые онлайн-СМИ (например, всплывающие краткие оповещения о самых важных новостях интернет-издания «Медуза»).

Контекстное обучение на основе актуальных данных

Некоторые современные LMS (Learning Management System, система управления образовательным процессом) и электронные образовательные курсы уже сегодня анализируют статистические данные, с которыми раньше учителю приходилось работать вручную: успеваемость, количество попыток для выполнения задания и с какой по счёту попытки был достигнут положительный результат, время, затраченное на изучение материала, количество выполненных заданий разных типов и тому подобное. Используя эти данные, педагог может сформировать индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика.

В будущем системы аналитики смогут учитывать целый массив разнообразных данных. Многие мобильные устройства уже имеют встроенные сенсоры или специальные приложения, которые могут, к примеру, распознавать голос, геолокацию, скорость и направление движения владельца, а также измерять биоритмы. Данные мобильной аналитики об использовании образовательных систем, сайтов и приложений, соединённые с физиологическими, геолокационными и другими личными данными пользователя, открывают потрясающие перспективы для создания персонализированной системы электронного обучения. По мнению зарубежных экспертов, новая технология объединит возможности социальных сетей, смартфонов, мессенджеров и онлайн-карт. Таким образом, мобильное обучение будет стремиться максимально учесть контекст, в котором протекает образовательный процесс

Образование без границ

Гаджеты как средства повышения квалификации учителей

В настоящее время в Бангладеш (государство в Южной Азии) реализуется программа «Английский язык в действии». Цель программы – провести профессиональную переподготовку 75 000 учителей английского языка к 2017 году. В 2014 году, на пилотной стадии проекта, 475 учителям начальной школы были выданы «карманные тренеры» – смартфоны и плееры с экранами. Программа обучения включала в себя видеоуроки и аудиоподкасты по английскому языку и самое главное – веб-конференции с учителями Великобритании. Исследование, проведенное через год, показало, что в результате и учителя, и их учащиеся в Бангладеш значительно повысили уровень владения английским с тех пор, как педагоги получили возможность участвовать в онлайн-трансляциях зарубежных коллег и наблюдать реальные ситуации из процесса обучения. Таким образом, мобильные устройства стали средством организации международного сетевого взаимодействия и одновременно средством повышения квалификации педагогов.

Возможности для социализации учащихся

В образовательном процессе общение с помощью мессенджеров, социальных сетей, форумов, веб-конференций или LMS уже зарекомендовало себя как существенное дополнение (не замена!) общения в реальности и в дальнейшем только будет набирать популярность. При онлайн-общении все учащиеся – и экстраверты, и интроверты – получают психологический комфорт, для них открываются новые возможности социализации и укрепления межличностных отношений, а главное – создается более неформальная обстановка.

Так, на сайте «КиберЛенинки» опубликована статья учителя русского языка И.В.Саглай, которая делится опытом использования соцсети «ВКонтакте» и отмечает, что «ВКонтакте» позволяет создать между старшеклассниками и педагогами крепкие социальные связи, которые в классе не всегда удается наладить. «ВКонтакте» разрушает барьер между педагогом и обучающимися, поможет робким, неуверенным в себе ученикам почувствовать себя более успешными; родители учащихся могут использовать это пространство для того, чтобы контролировать динамику развития своих детей, могут также принимать участие в процессе обучения, корректировать его (что на практике происходит достаточно редко). Нельзя отрицать, что подобная деятельность стимулирует старшеклассников внести свою лепту в обучение, в развитие сообщества, созданного для образования (поиск и публикация учебного видео, создание постов на интересующие темы)». То есть, помимо социализации, социальные сети могут стимулировать познавательную мотивацию.

Другой позитивный пример использования социальных сетей в образовательном процессе – Всероссийские эвристические олимпиады в социальных сетях (Facebook, ВКонтакте, МойМир@Mail.ru) и Twitter-олимпиады Центра дистанционного образования «Эйдос» 2011 и 2012 года. Подробный отзыв на одну из таких олимпиад можно прочитать на сайте: http://www.eidos.ru/journal/2011/0325-04.htm.

Разрушение языкового барьера

Мобильные приложения в ближайшее время могут получить функцию синхронного перевода (в Skype эта функция уже запущена с октября 2015 года, но пока только для 6 языков). Также стоит ожидать значительного повышения качества работы приложений для перевода текстов. Благодаря этому учащиеся получат доступ к ещё большему количеству образовательных ресурсов и контента со всего света, что не только расширит образовательное пространство, но и послужит хорошим стимулом к изучению иностранных языков.

В докладе ЮНЕСКО (стр. 16) также отмечен любопытный частный случай использования этой функции. Так, носители диалектов в регионах смогут без дополнительных трудозатрат пользоваться материалами на государственном языке, и наоборот – носителям доминирующего диалекта или языка будет проще изучать материалы на региональном диалекте, что будет актуально для многонациональных стран и стран с развитыми диалектами.

Образование – дело техники

Переход с Flash на HTML5

Долгое время с начала 2000-х технология Flash, выпущенная в 1996 году компанией Macromedia и позднее приобретенная Adobe, являлась основой для проигрывания мультимедийного контента: видео, анимированных баннеров, интерактивных веб-страниц. Однако с ростом популярности смартфонов и планшетов встал вопрос о поиске другого стандарта, так как большинство мобильных браузеров не поддерживает Flash.

Но в 2014 году появился новый стандарт, который произвёл переворот в мире веб, – HTML5 (для сравнения: предыдущая, четвёртая, версия была опубликована ещё в 1999 году). HTML5 обеспечивает корректную и быструю работу анимации, видео и интерактивных элементов на мобильных устройствах, что важно при использовании мультимедийного образовательного контента. А уже на следующий, 2016 год, намечено обновление стандарта до HTML5.1.

Дополненная реальность

В отличие от виртуальной реальности, эта технология не уводит в цифровой мир – скорее, она глубже «погружает» в мир реальный, делая его более содержательным и интересным. Так, дополненная реальность уже используется в «продвинутых» музеях. Например, в Государственном Дарвиновском музее в 2014 году открылся интерактивный комплекс «Путешествие с животными». Вставая на «волшебные кнопки», посетители музея «оживляют» животных, стоящих за стеклянными витринами. Каждая модель животного сохраняет все внешние биологические особенности прототипа, а движения запрограммированы согласно поведенческим особенностям живых аналогов. Животные не только двигаются, но и издают характерные для своего вида звуки. Дополненная реальность способствует более живому восприятию музейных экспонатов.

Пример из-за рубежа: в доме Casa Batlló Антонио Гауди, расположенном в Барселоне, всем посетителям выдается специальный аудиогид, по размеру аналогичный крупному смартфону, который при наведении на отдельные объекты не только комментирует, но и «оживляет» их: показывает игру света в витражах, «превращает» окна в парящих морских черепах, а камин – в огромный гриб, таким образом наглядно демонстрируя задумку архитектора.

В обучении дополненная реальность может не только внести разнообразие в плане формата подачи материала, но и помочь наглядно объяснить и самостоятельно проделать сложные вещи. Например, разработки российской компании «Увлекательная реальность» позволяют «проводить опыты» на молекулярном уровне:

«Держит ученик в руках два маркера, а вместо них на мониторе — две молекулы. Пусть это будут металл и кислота. Подносит маркеры друг к другу — и, вау, на экране в его руках из соединения металла с кислотой получаются молекулы соли, газа и воды. Вот в этом «вау» и есть секрет успеха технологии дополненной реальности» (Алексей Сафонкин, директор по развитию компании «Увлекательная реальность», разработчика образовательных комплексов и бизнес-приложений с дополненной и виртуальной реальностью и 3D-контентом).

А за рубежом пользуется популярностью бесплатное приложение Aurasma, позволяющее пользователям самостоятельно создавать объекты дополненной реальности.

Можно только предполагать, по какому пути развития в результате технологического прогресса пойдёт образование в целом и мобильное обучение в частности, но всегда нужно помнить о главном: образование должно приносить учащимся пользу и радость, способствовать развитию личности, только тогда оно будет по-настоящему современным и эффективным.

Источник новости: Мобильное электронное образование


Мобильное электронное образование