ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Охват регионов
    Охват образовательных учреждений
    Охват педагогов
    48%
    География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
    24%
    С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
    35%
    Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
19
лет успешной работы
410
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2713
Организаций в статусе
партнёра программ
61
Авторских
образовательных курса
Игры на бумаге. «Морской бой» против PSP

Многие помнят, как в детстве увлеченно играли в «точечки», «танчики» и, конечно, морской бой. Вырвал лист из черновика, а то и из самой тетради – и вперед! Причем прямо на уроке! Правила этих игр нигде не публиковались, а передавались друг другу в процессе, и, конечно, особенно престижным считалось обыграть ученика из класса постарше.

Думаете, что сегодняшним детишкам после ПиЭсПи, планшетов и красочных игр из магазина бумажные развлечения покажутся неинтересными? Ошибаетесь! Можете, восстановив в памяти правила, предложить детям поиграть в эти простые и занимательные игры. 

Игры на бумаге развивают различные виды и параметры мышления, логику, внимание, усидчивость, аккуратность. А кроме всего этого, ребенок получает опыт того, что для интересного времяпровождения совсем не нужны дорогостоящие игрушки. И этот опыт в наше время дорогого стоит.

Игр на бумаге и особенно их разнообразных вариаций существует великое множество. В Интернете вы можете встретить массу вариаций известных нам с детства «pen and paper». Сегодня мы расскажем о самых простых и самых популярных из них, среди которых непременно найдутся те, что понравятся вашим детям и вам.

 


Крестики-нолики: продвинутый уровень


 «Крестики-нолики», несмотря на кажущуюся простоту, самая настоящая развивающая математическая задачка, одной из первых обучающая ребенка следовать определенной стратегии. Обычно, проиграв несколько раз, дети быстро понимают, что заполнять клеточки нужно не как попало. Для того чтобы выиграть или свести игру в ничью, следует выработать определенную тактику и думать на ход вперед.

Но обычные «крестики-нолики» быстро надоедают даже дошколятам. Поэтому имеет смысл перейти к ее усложненным вариантам: трехмерному и «бесконечному».

 

Трехмерные крестики-нолики

Нарисуйте куб, расчертите каждую из трех видимых граней на девять клеток так, как в обычном варианте. У вас получится три поля, играть на которых нужно одновременно. В остальном, правила те же: три крестика или нолика в ряд означают победу. Правда, теперь игрокам придется отслеживать гораздо большее количество комбинаций, что подогреет интерес ребенка к этому полезному занятию. Еще один вариант трехмерных «крестиков-ноликов», где участвуют все три слоя куба и анализ ведется во всех возможных плоскостях, тоже, безусловно, интересен, но нарисовать такую фигуру на бумаге, да так, чтобы отслеживать ходы, под силу не всем родителям, не говоря уже о детях.

 

«Большие» крестики-нолики.

Если взять лист бумаги в клетку и играть без границ, увеличив необходимое для выигрыша количество расположенных подряд по вертикали, горизонтали или диагонали крестиков и ноликов с 3 до 5, то и вы, и ребенок откроете для себя совершенно новые тактики. И, конечно, получите огромное удовольствие, играя в старую игру по новым правилам. Но такой вариант – скорее развлекательный (кстати, его легко перенести на улицу – расчертить поле на асфальте или земле).

 

Можно подойти к вопросу увеличения поля для игры строже и предложить ребенку играть в бумажный вариант знаменитой японской игры «Рэндзю», что в переводе означает «нитка жемчуга». Между прочим, по ней проводятся чемпионаты мира и другие международные состязания, а, чтобы у игроков не появлялись преимущества, обусловленные очередностью хода, публикуются целые своды строгих правил. Попробуйте поиграть с детьми-школьниками, не погружаясь на первом этапе в премудрые «олимпийские» правила. Действуйте, как в классических «Крестиках-ноликах». Цель – поставить в ряд пять ноликов или крестиков. Игра ведется на игровом поле размером 15x15 или 19x19 клеточек. Поначалу ребенок, конечно, растеряется, но довольно быстро сообразит и разработает новые стратегии. Так что приготовьтесь к тому, что вам придется здорово поломать голову для того, чтобы выиграть у ребенка!

 


Морской бой


Еще одна знаменитая игра, доступная для всех, кто умеет считать до 10 и знает буквы алфавита. Цель: уничтожение 10 кораблей противника, нарисованных на поле размером 10х10. Играют двое. Предварительно каждый участник рисует два поля 10х10 и обозначает клеточки поля (написав по горизонтали цифры, а по вертикали буквы). Первое поле свое. На нем необходимо расставить флот:

 

1-палубный корабль (размером 1 клетка) – 4 штуки;

2-палубный (размером 2 клетки) – 3 штуки;

3-палубный (размером 3 клетки) – 2 штуки;

4-палубный (размером 4 клетки) – 1 штука.

 

Корабли не могут расставляться вплотную – между двумя соседними должна быть как минимум одна свободная клетка. Это правило важно строго соблюдать обоим участникам.

Противники не должны видеть расстановку флота друг друга.

Другое поле служит для того, чтобы отмечать, по каким целям вы наносили удары и не повторять выстрелы «мимо». До начала игры оно пустое.

Когда все приготовления закончены и корабли расставлены, пора начинать битву. Пусть жребий определит, кто ходит первым, и начинайте поочередно делать выстрелы. Выстрел «звучит» как название координаты поля: «Б7», «Д5» и т.д. Он может бить мимо целей, может уничтожить цель или «ранить». После выстрела противник сообщает результат: мимо, ранил (если произошло попадание в цель, но у «корабля» еще есть целые клетки, то есть вы попали в судно, имеющее более чем одну палубу). В этот момент результат выстрела отмечается на втором подготовленном поле.

 

В случае попадания участник имеет право продолжить «стрельбу» в корабль соперника, то есть назвать еще одну координату. Если выстрел был мимо, право выстрела переходит к противнику. Он стреляет по вашему флоту, а вы сообщаете ему результат.

Игра заканчивается, когда у одного из участников оказываются потопленными все корабли.

 

Пример расстановки кораблей:

 


Коридорчики


Еще одна простейшая тактическая игра, в которую будет интересно играть как детям любого возраста, так и взрослым.

Для нее нужен лист бумаги в клетку. Игроки по очереди проводят горизонтальные или вертикальные линии величиной в одну клетку. Начинать лучше с небольшого поля, например, 4х4 клеточки, а почувствовав вкус, увеличивать размер. Задача игроков – поочередно рисовать линии ручкой своего цвета, стремясь к тому, чтобы закрыть квадрат, то есть поставить четвертую линию квадрата. Игрок, закрывший квадрат, ставит в него свой знак (например, первую букву своего имени). Сделав это, он получает право на дополнительный ход, до тех пор, пока не проставит линию, которая ничего не замыкает. Играют до тех пор, пока все поле не будет заполнено.

 

Победитель определяется по количеству закрытых им квадратов.

 

При кажущейся простоте эта игра – отличная возможность для тренировки тактического мышления, особенно на полях больше чем 5х5. Опытные игроки стремятся заставить поле полузакрытыми конструкциями и даже пожертвовать, если необходимо, несколькими квадратиками в пользу соперника. А затем, когда вариантов, куда поставить линию, остается немного, вынудить его сделать невыгодный ход, после которого одной серией закрыть большинство квадратиков.

 

Пример:

 

Разновидность Коридорчиков – Ромб

Игра может происходить и на поле, имеющем сложную форму. Например, ромб.

Вместо квадратного поля рисуется ромб, как показано на рисунке (размер можно менять). Игроки, как и прежде, по очереди обводят одну сторону клеточки. Задача каждого участника – обвести последнюю четвертую сторону и поставить внутри клетки свой знак (можно, кстати, использовать «крестики» и «нолики»). Но поскольку поле уже само имеет линии, следить за игрой нужно еще внимательнее.

 

 


Точечки


Еще одна тактическая игра для тех, кому нравится завоевывать новые территории. Игроки ставят по очереди точки ручками (карандашами) разных цветов. (В эту игру могут играть 2–4 человека). В свой ход можно поставить всего одну точку и только в месте соединения клеток на листе бумаги, где еще ее нет. Задача – захватить точки противника, для этого нужно окружить своими одну или несколько точек врага (которые пока на свободе). Ставить точки нужно так, чтобы вражеские оказались внутри ваших, в окружении. После этого ваши точки, образующие замкнутый периметр, который носит название «территория», нужно соединить, а захваченные земли заштриховать своим цветом.

 

Соединять точки можно только, если они принадлежат одной и той же клетке тетрадного листа. Если они захвачены, то они считаются угнанными в рабство и в игре больше не участвуют. Даже если вам удалось осуществить перезахват территории врага, внутри которой содержались ваши точки, соединять их уже нельзя. По правилам игры можно также «подобрать под себя» вражеские территории, для этого их так же, как и свободные точки, нужно окружить таким образом, чтобы при соединении точек чужая территория оказалась внутри. Точки, расположенные по периметру уже захваченной территории тоже можно соединять со свободными и осуществлять новые захваты.

 

Танчики


Эта любимая мальчишками игра развивает глазомер, пространственное мышление.

Для игры требуется лист бумаги приблизительно формата А4, сложенный пополам, лучше белый, но можно взять и любой тетрадный (однако клеточки могут помочь оценить расстояние и тем самым облегчить игру, сделав ее менее интересной). Оба игрока должны нарисовать по 10 танков, каждый на своей половине листа. Закончив расстановку сил, они начинают боевые действия. Обстрел осуществляется так: «взрыв» рисуется на своей половине поля, затем лист складывается посередине, и половинки плотно прижи- маются друг к другу. В такой ситуации чернила ручки слегка отпечатываются на поле противника, либо место выстрела можно увидеть на просвет и слегка нажать в нужном месте (помочь точке отпечататься). Главное, чтобы на половине противника стало очевидным место выстрела. Таким образом, задача игроков – зрительно оценивать точное расстояние до танков соперника и стараться в них попасть со своей территории.

Если выстрел задел танк, то он считается «подбитым» и нужен еще один дополнительный залп для уничтожения (он будет сделан позже, в порядке очереди). Если же игрок попал точно в танк, то достаточно одного выстрела. Каждый удачный залп дает право игроку на следующий выстрел. Выигрывает тот, кто первым уничтожил все 10 танков противника.

 


Ладошки


Это отличная игра для развития внимания и реакции, в которую можно играть даже с маленькими детьми, знакомыми с числами.

Для нее понадобятся два листа бумаги в клетку, ручки. Каждый участник на своем листе обводит ладонь. Соперники внутри ладони в произвольном порядке расставляют друг для друга числа от 1 до 25 (малышам можно меньше, взрослым игрокам – больше 25). Расставить цифры можно попросить кого-то третьего. Важно, чтобы они были разбросаны действительно в произвольном порядке и хорошо читались.

Когда все подготовлено, начинается собственно игра. Один участник называет любое число. Задача второго – как можно быстрее отыскать его на своей ладошке. В то время как второй игрок ищет заданное число, первый быстро ставит крестики в клеточках на своем листе, начиная с верхней левой клетки и останавливается, как только число найдено и показано. Затем игроки меняются местами. Побеждает тот, кто быстрее заполнит крестиками все клетки своего поля. Для того чтобы все было по-честному, лучше обводить одну ладошку, так как размер детской может сильно отличаться от размера взрослой руки. Кстати, дети обычно бывают в восторге от того, что нужно обводить их ладошку.

 


Заграждения


Это очень простая тактическая игра, суть которой, так же как в «Точечках» и «Коридорчиках», – в борьбе за пространство. На поле 8х8 игроки по очереди чертят линии («заграждения»), перекрывающие 2 любые клетки подряд (см. рисунок). Линии не могут пересекать или соприкасаться с уже существующими «заграждениями». По мере заполнения поля остается все меньше свободного пространства, и ближе к концу игры от каждого игрока уже требуются анализ и расчет, куда нужно ставить заграждение, чтобы помешать противнику. Участник, который не может больше поставить свою черту, т.к. уже не осталось парных клеток, проигрывает.


Морпион солитэр


Это менее известная игра, но тоже очень занимательная, к тому же в нее можно играть одному. В этом случае она становится чем-то вроде пасьянса и позволяет успокоиться, расслабиться, но и одновременно мобилизовать внимание. Но сегодня о парном варианте.

Сначала на листе в клеточку нужно нарисовать крест. Каждая грань креста равна 4 клеточкам (см. рисунок). Затем по периметру креста нужно поставить точки. Потом по очереди игроки должны их рисовать, чтобы оказалось пять точек в ряду и, соответственно, соединять эти 5 точек в линию. Можно рисовать вертикальные, горизонтальные и диагональные линии. Они могут выходить за пределы креста. А вот по поводу точек, можно ли их ставить за его пределами, вы должны договориться между собой. Можно ввести полный запрет на такие точки, и тогда раунд будет достаточно коротким. Можно разрешить рисовать одну точку (когда все остальные точки линии находятся внутри креста). Можно предложить, чтобы внутри креста оставалась как минимум одна точка линии, а можно снять все ограничения и т.д (см. рис.). Линии могут пересекать точки, которые уже были использованы, а вот по уже нарисованным – не должны никогда проводиться. Проигрывает тот, кто больше не сможет провести новую линию. Обратите внимание, что очередь может быть использована для соединения уже существующих 5 точек (то есть без рисования еще одной), но нужно понимать, что это сократит количество возможностей для новых линий.

 

Победитель игры – тот, кто соединил последние пять точек, в то время как соперник больше не видит возможности сделать это.

 

 


http://1roditeli.ru/