Открытый молодёжный университет – это пространство уникальных возможностей, основанное на инновационном обучении, командной проектной деятельности, геймификации и погружении в научно-техническое творчество. Мы постоянно совершенствуем наши курсы, чтобы подготовить успешных представителей будущего поколения инженеров и новаторов к жизни в высокотехнологичном мире.
молодежных мероприятий
партнёра программ
образовательных курса
Администрация школы отмечает, что польза от домашнего задания научно не доказана, а дети проводят «рабочий день» в школе и не обязаны брать «работу» на дом. К тому же домашка угрожает благополучию семейной жизни: обычно в процессе участвует вся семья и стрессу тоже подвергаются все вместе. Вместо ежедневных уроков школьникам посоветовали читать каждый вечер, ужинать с родителями и просто оставаться детьми.
Мера это экспериментальная, и через полгода директор школы Орчард решил проверить результаты своего эксперимента: он разослал родителям анкеты, в которых попросил высказаться о новой политике школы и поделиться изменениями в жизни ребёнка и семьи. 254 родителя прислали свои ответы и 73% из них поддержали отказ от домашки. Они писали, что дети лучше себя чувствуют, спокойнее спят, сами читают книги на ночь, занимаются своими хобби и чаще ходят на секции.
Но у всех решений есть и отрицательные стороны. Из-за отсутствия домашнего задания может снизиться успеваемость, школьники не научатся правильно распоряжаться своим временем, а когда уроки вернутся (а они вернутся в средней школе), ребёнок не сможет ответственно подойти к решению заданий. Это волнения остальных родителей, которые не разделили мнение большинства. После школы Орчард дети пойдут в 6 класс, а он во многом — продолжение начальной школы, ответили в администрации. Там же родителей успокоили: «Мы учим детей самостоятельности и дисциплине в классе в учебное время, а вы можете заняться этим дома».
В США, да и в мире опыт начальной школы Орчард не уникален. В начале этого года об отказе от домашних заданий заявили в начальных школах Массачусетса, Техаса, Сан-Франциско, Сиэтла, Миннесоты, Вермонта.
Во всех случаях учителя признают, что домашняя работа повергает детей в стресс и загружает вечера, которые они могли бы потратить на себя и свою семью.
В США почти везде придерживаются правила десяти минут, разработанного американской Национальной ассоциацией образования: десять минут заданий в первом классе, 20 во втором и максимум два часа в последнем, 12-м. В Нидерландах домашних работ у детей нет уже долго время. Так называемая «школа без стресса» признана UNICEF одной из причин детского счастья.
О бесполезности, а иногда и вреде домашнего задания в начальной школе написано несколько исследовательских работ. Университет Дьюка в 2006 году проводил анализ образовательных исследований с 1987 по 2003 год и искал связь между успеваемостью школьника и тем, как часто он делает уроки. Если верить результатам, школьникам имеет смысл делать уроки только в старших классах, в младших домашка ни на что не влияет. В том же исследовании учёные замечают, что задания могут приводить к усталости, стрессу и потере интереса к предмету.
«Обо всём этом хороший родитель и так знает: картина засыпающего за уроками второклассника не нова, я сама периодически поднимаю свою сестру со стола с учебниками». — говорит Анна, участница забастовки против домашнего задания в Испании. Бойкот испанские родители устроили в ноябре этого года. В знак протеста против слишком большого, по их мнению, количества заданий, они разрешили детям не делать их и выдали записки, где объяснили причины такого непослушания. «Из-за большого объёма уроков у детей не хватает времени на отдых или хобби. Времени нет ни на игры, ни на общение с семьёй. Мой сын очень устаёт, когда выполняет эти монотонные и скучные задания, которые вообще не приносят никакого эффекта. Не уверена, что он получает хоть какие-то новые знания после выполнения домашней работы», — рассказывает Анна.
В России массово отменять домашние задания пока не планируют. Министерство больше озабоченно проблемой натаскивания на ЕГЭ и массового списывания, вводятся ВПР (Всероссийские проверочные работы) и более сложные варианты экзаменов. При этом домашние задания российским школьникам задают больше, чем во многих странах. И это без учёта репетиторов, которые тоже задают работу на дом.
Сотрудники Института образования НИУ ВШЭ проанализировали результаты международного исследования Trends in Mathematics and Science Study (TIMSS) и узнали, что главные проблемы российского школьного образования в огромном объёме домашней работы и, как следствие, резком падении успеваемости в средних классах. И это не удивительно при шести-семи уроках в день и нескольких часов работы дома.