ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Охват регионов
    Охват образовательных учреждений
    Охват педагогов
    48%
    География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
    24%
    С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
    35%
    Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
19
лет успешной работы
410
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2713
Организаций в статусе
партнёра программ
61
Авторских
образовательных курса
Пиратская философия педагогики

Учитель истории Дэйв Берджес много лет работал над тем, как превратить свои уроки в настоящее шоу. Теперь его ученики ходят в школу только ради него. Он наряжается в костюмы, разыгрывает немые сцены и считает, что ловить на себе странные взгляды — это часть работы учителя. О своей методике он подробно написал в книге «Обучение как приключение: как сделать уроки интересными». 

Система Дэйва Берджеса «Учи как пират» — это настоящая карта сокровищ. Только в конце пути лежит не сундук золота, а любовь и внимание учеников. В понимании Берджеса, пират — это не только морской разбойник, а ещё и дерзкий авантюрист, который не боится идти на риск и плыть на край света без всякой гарантии на успех. Они независимы, не заботятся об общественном мнении и легко уживаются с самой разношёрстной командой. А ещё все их любят. Это описание в равной степени подходит хорошему пирату и хорошему педагогу, считает Берждес. Его пиратская философия складывается из шести элементов, каждый из которых соответствует одной букве из слова «Pirate» (с англ. «пират»). 

 


1. Страсть (Passion) 

«Мы знаем, что мы вроде как должны страстно любить учительское дело. Поэтому чувствуем себя виноватыми, если оказывается, что никакой страсти нет». 

Считается, что хороший учитель должен страстно любить преподавать. Но ни в каких университетах не объясняют, как найти и сохранить эту страсть. Берджес раскладывает это чувство на три составляющих, которые должны работать сообща. Любой учитель в рамках своего предмета испытывает тематическую страсть. Например, историк с горящими глазами рассказывает о движении за гражданские права в США или проводит совершенно звёздные уроки о контркультуре 1960-х, ставя ученикам лучшую музыку этого периода. Но учебный план не может состоять только из любимых тем учителя. И ему придётся рассказывать о строительстве железных дорог или промышленной революции, даже если эти страницы его совсем не увлекают. 

И вот тут в действие вступает профессиональная страсть — это то самое, из-за чего человек когда-то решил стать учителем 

Не потому, что он очень любил историю (в таком случае можно было стать учёным), а потому, что ему нравится вдохновлять учеников, пробуждать у них интерес к знаниям, повышать их самооценку и уверенность в себе. 

Человек не исчерпывается профессией. И жить ей одной тоже сложно. Поэтому, чтобы поддерживать в себе страсть к учительству, нужно найти как можно больше способов включить в работу личную страсть. 

«Если я могу использовать на занятии фокусы, чтобы проиллюстрировать то, о чём говорю, я делаю это. Если вы страстно любите играть на гитаре — играйте в классе. Людей тянет к тому, кто страстно любит что-то в своей жизни». 

2. Погружение (Immersion) 

«Летом мой сын Хайден дважды в неделю ходил заниматься плаванием. По вторникам мужчина-тренер стоял у борта бассейна и давал мальчику указания, по четвергам женщина-инструктор занималась вместе с моим сыном в бассейне. Она физически поднимала его руки и показывала, как нужно выполнять гребки. За один или два четверга ребёнок добился столько же, сколько за все вторники вместе взятые.» 

Дети чувствуют, когда учитель во время урока занят только ими. И так же чувствуют, когда он ведёт урок отстранённо или думает о чём-то другом. 

Легко давать указания, оставаясь при этом в стороне, но чтобы по-настоящему вовлечь учеников в учебный процесс, учитель должен «плавать» вместе с ними.

Это значит целиком отдавать себя каждому моменту урока и помнить, что главное — это не тесты или контрольные, не одобрение школьного руководства, а дети и только они. 

«На каком-то этапе своей карьеры вам приходится решать, что вам важнее — учить сдавать тесты или учить детей. Я своё решение принял очень давно. Я учу детей. Не позволяйте чрезмерному акценту на подготовке к контрольным работам привести к утрате возможности для обучения». 

3. Контакт (Rapport) 

«В первый день намного важнее породить в подростках уникальные переживания, чем убедиться, что те знают, сколько раз за учебный семестр им разрешается выходить в уборную и когда можно использовать точилку для карандашей». 

У увлечённых учеников нет проблем с дисциплиной: плохое поведение на уроке обычно говорит о том, что ученику скучно, он перегружен или не может ничего понять. Ключевыми для создания правильной обстановки в классе Берджес называет первые три дня — время, когда у учеников формируются ожидания от курса. Он делает всё, чтобы этой эмоцией было предвкушение. Для этого он вешает интригующие таблички на дверь кабинета, включает музыку и придумывает интересные задания для знакомства. Например, просит учеников слепить из пластилина что-нибудь такое, что как-то охарактеризует их самих. А когда они начинают работать — проходит по классу и ведёт неформальную беседу одновременно со всеми и с каждым, советуя и ободряя. Затем Берджес просит учеников рассказать о том, что они сделали, направляя их вопросами и шуткой, помогая выпутаться, если они смущены или не знают, что сказать. 

На этом установление контакта не заканчивается. В течение года Дэйв Берджес старается узнавать как можно больше о своих учениках: об их хобби, любимых играх, фильмах и музыке. Он поощряет их находить связи между тем, что проходят в классе, и популярной песней или телепередачей. Берджес советует учителям как можно чаще проводить с учениками время за пределами класса: останавливаться поболтать с ними в коридоре, приглашать проводить кружки в своём кабинете и как можно чаще участвовать вместе с ними во внеклассных мероприятиях. 

4. Вопрос и анализ (Ask and Analyze) 

«Что такое творческий процесс? По большому счету это процесс непрерывной постановки правильных вопросов». 

«Вам это легко. Вы — творческая личность». Эту фразу часто произносят люди, которые считают, что все люди делятся на две категории: одни обладают творческими способностями, а другие нет (и, конечно, относят себя ко второй категории). И тем самым оправдывают себя за то, что их преподавание никуда не годится. На собственном опыте Берджес утверждает, что творческие способности развиваются тяжёлым трудом, с помощью направленного внимания и неустанного погружения в творческий процесс. Чтобы процесс начался, нужно начать задавать себе правильные вопросы — такие, которые заставят мозг постоянно искать ответ. 

«Вопрос „Как я могу вытащить ребят на улицу для проведения этого урока?“ звучит лучше, чем „Есть ли какой-то шанс…“, потому что второй вариант подсказывает мозгу простой путь и тот хочет ответить „Нет“. А ещё лучше спросить: „Сколько разных поводов вывести учеников на улицу существует?“. Ваш мозг не будет счастлив, пока не получит уместный и подходящий ответ». 

5. Трансформация (Transformation) 

«Если вам кажется, что вы или ваши ученики постоянно натыкаетесь на препятствия, возможно, пора изменить своё представление о том, что должно происходить в классе». 

Для многих учеников школа — это нудная и бессмысленная рутина, и нет ничего удивительного в том, что они не хотят ходить в школу. И каждый урок — либо передышка от этой рутины, либо её часть. 

«Когда ученики не видят ни связи конкретного школьного предмета с реальным миром, ни его ценности, они задаются вопросом, стоит ли вкладывать в его изучение силы и время. И они имеют на это право! Мы, взрослые, не любим попусту тратить силы и время, и дети в этом ничем от нас не отличаются». 

Необходимость сдавать тесты в конце года — самая плохая мотивация к учёбе. Берджес сравнивает её с медицинским подходом, в котором учебный материал преподносят как неприятное лекарство: «Я знаю, что этот материал трудный, но потерпите и выучите его, потому что он будет включён в тест». Сам он старается позиционировать свой класс как место, в котором происходит нечто невероятно увлекательное. 

«Если вы приходите ко мне на ужин и видите, что я кручусь вокруг своего гриля, у вас будут все основания для восторга. Вы полагаете, что будете наслаждаться отлично приготовленной и вкусной едой. Но вообразите своё удивление, если мы сядем за стол и я поставлю перед вами тарелку, на которой не будет ничего, кроме совершенно сырого куска мяса. Это будет абсолютно неприемлемо! 

Однако именно так каждый день поступают некоторые педагоги со своими учениками. Такие учителя заходят в класс со свои сырым не приправленным учебным материалом, бросают его на стол перед учениками и говорят: «Ешьте!» Они не беспокоятся о гарнире, а сотворить десерт для них — вообще проблема. Неудивительно, что ученики ведут себя так, будто учёба — это своего рода пытка, которую нужно выдержать, проглотив материал урока». 

Дэйв Берджес советует учителям спросить себя: если бы не существовало санкций за пропуски и итоговых тестов, стали бы дети ходить на их уроки? Есть ли в этих уроках что-то такое, что привлекает учеников? И, наконец, есть ли в их арсенале уроки, на которые можно было бы продавать билеты? У Берджеса — есть. Например, урок-вечеринка в стиле 1960-х или инсценировка судебного процесса над салемскими ведьмами. 

6. Энтузиазм (Enthusiasm) 

«Между учителем, полным энтузиазма, но слабо владеющим методологией, и гениальным стратегом, который работает „от звонка до звонка“, я, безусловно, выберу первого. Учитель-энтузиаст может выучить методологию и стратегию, но зажечь огонь в сердце перегоревшего учителя практически невозможно». 

Учитель всегда должен быть в режиме «включено». Последний урок учебного дня должен оказывать такое же сильное воздействие на учеников, как и первый. Они не виноваты в том, что учитель устал или не выспался. Если энтузиазма нет, его можно даже имитировать — Берджес уверен, что через некоторое время естественное воодушевление придёт само собой. 

У самого Берджеса есть специальный ритуал, чтобы войти в нужное состояние. Это особое положение тела, дыхание, тон голоса и движение — как на сцене. Приветствуя учеников, он говорит: «Добро пожаловать на урок, спасибо, что пришли. Меня зовут Дэйв Берджес, и я буду вашим ведущим в этом обучающем шоу-феерии» — и включает музыку, которая погружает его вместе с учениками в атмосферу, которая заставляет забыть о школьных стенах. 

«Я гарантирую вам, что в жизни каждого вашего ученика есть много людей, которые пытаются убить в них энтузиазм и подавить дух. Обязательно распространяйте энтузиазм каждый день, не скупясь. Иммунитета против энтузиазма не существует».


МЕЛ