ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Охват регионов
    Охват образовательных учреждений
    Охват педагогов
    48%
    География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
    24%
    С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
    35%
    Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
19
лет успешной работы
410
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2713
Организаций в статусе
партнёра программ
61
Авторских
образовательных курса
Прийти в форму: зачем нужен национальный стандарт одежды для школьников

Специалисты Союзлегпрома по просьбе Министерства промышленности и торговли РФ подготовят национальный стандарт школьной формы. Как пояснили в Минпромторге, стандарт будет добровольным, так как «законодательное закрепление понятия школьной формы относится к компетенции Минобрнауки». Инициатива о разработке стандарта исходила от производителей, добавили в ведомстве.

С помощью экспертов Союзлегпрома и Национального союза производителей школьной и форменной одежды, ТАСС разобрался, что именно будет регламентировать документ, зачем понадобились новые стандарты, не приведут ли они к подорожанию формы и не закончится ли это полной унификацией, как было в СССР.

© Сергей Савостьянов/ТАСС

 

Зачем нужен национальный стандарт?

По словам экспертов, сейчас в нашей стране не существует ни четкого определения, что такое школьная форма, ни конкретных правил ее производства. В законе «Об образовании» есть понятие «одежда для обучающихся» и закреплено право школ устанавливать требования к ней в части цвета и фасона. Однако нет никаких требований к ее качеству. А ведь школьная форма — это одежда, которую ребенок носит ежедневно 6–8 часов, а иногда и больше. Поэтому требования по безопасности к ней должны быть выше, чем к другой одежде. Именно для разработки этих требований и нужен национальный стандарт, поясняет председатель правления Национального союза производителей школьной и форменной одежды Александра Алдушина.

Как отметили в Минпромторге, стандарт должен установить характеристики, которые позволят однозначно оценивать безопасность школьной формы. В документе также будут прописаны методика и параметры испытаний, которые помогут проверять соблюдение стандарта.

Сегодня для оценки качества одежды используется технический регламент Таможенного союза. По словам руководителя проекта «Наша форма», заместителя председателя комитета по школьной форме Союзлегпрома Елены Снытниковой, документ описывает всю одежду как небезопасную. Это определение означает, что одежда, соответствующая регламенту, не приведет к каким-то серьезным изменениям в организме ребенка.

Есть отравленная вода, а есть вода из крана, которую можно пить, но лучше не надо. А есть родниковая вода — очень хорошая. Используя эту аналогию для школьной формы, можно сказать, что техрегламент говорит, какая вода отравленная, а какая течет из-под крана. А о том, что нужно сделать, чтобы она соответствовала качеству родниковой воды, не говорит.

 

Что не так сегодня с качеством формы?

По словам Снытниковой, в Советском Союзе государство следило за качеством школьной формы. Все — от производства ткани до пошива формы — осуществлялось на комбинатах, которые контролировало государство.

«Сейчас ситуация иная. Ткань можно купить какую угодно, сшить можно где угодно, и, что самое ужасное, ярлык можно повесить какой угодно», — добавляет эксперт.

Летом 2016 года Роскачество по инициативе Минпромторга провело крупнейшее за всю историю исследование качества одежды для школьников. В сезон продажи формы по всей стране были приобретены рубашки и брюки для школьников. Товары были произведены как в России, так и за рубежом: в Китае, Белоруссии, Узбекистане, Бангладеш, Турции, Марокко и Италии.

Исследование показало, что качество пошива одежды для обучающихся в стране находится на очень высоком уровне, а вот качество и безопасность ткани оставляет желать лучшего. Лишь 18% продукции соответствуют требованиям безопасности, качества и маркировки. Остальная продукция (82%) либо не соответствует требованиям безопасности по показателям гигроскопичности и воздухопроницаемости, либо ее фактический состав не соответствует указанному на этикетке.

«Это не значит, что все плохие, это значит, что массовая доля негодного продукта на рынке гораздо больше», — поясняет Снытникова.

Однако в России есть и качественная форма из безопасных тканей. Уже два года в стране существует программа субсидирования отечественных производителей ткани, из которой шьется одежда для школьников. По данным представителя Союзлегпрома, в 2016 году в рамках этой программы было выпущено 1,5 млн метров российской камвольной (шерстяной и полушерстяной) ткани. Форма из нее произведена. Это около 700 тыс. комплектов качественной формы.

В прошлом году звезду качества получила форма, сшитая именно из отечественной камвольной ткани, отмечает Снытникова. «То есть качество ткани мы подтвердили, то, что мы шить умеем, мы тоже подтвердили, теперь нам нужен закон, который не позволит нам одевать наших детей в дешевое и некачественное», — добавляет она.

 

СТАТИСТИКА

По данным Александры Алдушиной, в России около 30% школьной формы отечественного производства. Если говорить о тканях, которые используются для пошива, 20% из них российского производства, 80% — импортного.

 

Почему качественная одежда так важна?

Как отмечают в Роскачестве, одежда, не соответствующая требованиям по гигроскопичности и воздухопроницаемости, негативно влияет на микроклимат тела ребенка и потенциально небезопасна для здоровья. Чем больше синтетики присутствует в ткани, тем больше вещь по свойствам напоминает целлофановый пакет. «Школьная форма, имеющая в составе более 70% синтетических волокон, например полиэстера, не сможет обеспечить минимальные показатели безопасности», — добавляют в ведомстве.

Школьную форму нельзя шить из полиэстера, уверена Снытникова. Он подходит для спортивной или верхней одежды, где теплопроводность не нужна. Для детской формы нужна шерсть или поливискоза, которую также выпускают отечественные комбинаты. По ее словам, эта ткань тоже удовлетворяет стандарту. Но этот материал мало кто использует, потому что он недешевый.

У россиян пока недостаточно знаний о качестве одежды, сетует Снытникова. «Образование наше в плане качества одежды находится на уровне дошкольного учреждения, а надо уже вырасти. Когда я вижу детей, одетых в 100-процентный полиэстер, я понимаю, что это, может быть, красиво и за этой одеждой практически не надо ухаживать, но я не понимаю, как ребенок в этом живет». По словам эксперта, ношение такой одежды может вызвать грибок, потому что ткань не дышит и не пропускает влагу, или усилить головные боли из-за статического электричества, которое полиэстер не снимает, а усиливает.

Мы говорим о том, что елочные игрушки бывают токсичными или питание плохого качества… Такое впечатление, что мы есть голыми садимся. Одежда тоже влияет на нас в неменьшей степени.

 

Чем поможет добровольный стандарт? Может, стоило сделать его обязательным?

В Минпромторге с самого начала подчеркнули, что новый стандарт будет добровольным. Это значит, что государство будет контролировать качество, а производители смогут выбирать — соответствовать ГОСТу или нет. Но если производитель указывает на этикетке, что товар соответствует стандарту, он обязан его соблюдать, иначе ему будут грозить санкции, отмечает Алдушина. Зато родители могут быть уверены в качестве и безопасности такой одежды.

Снытникова добавила, что после того, как общество, благодаря появлению стандарта, будет информировано, что в России есть форма, которую государство признает качественной, Союзлегпром будет стремиться к тому, чтобы ГОСТ был признан на государственном уровне именно как стандарт школьной формы, а не просто детской одежды. Однако решение, делать ли его обязательным, будут принимать другие ведомства. «Союзлегпром, хоть и имеет достаточный вес среди производителей, не может вводить законы», — добавила Снытникова.

 

 

Сколько времени займет разработка стандарта?

Год-полтора — минимальный срок для такого серьезного документа, считает Снытникова.

 

 

Не приведет ли новый ГОСТ к подорожанию формы?

По словам Александры Алдушиной, объективных причин для этого нет. «Если добросовестный производитель шил форму из правильных материалов, он так и будет шить. Но если он шил из 100-процентного полиэстера, а теперь будет вынужден шить из нормальных тканей, конечно, это может привести к изменению цены, но зато дети будут одеты в правильную одежду», — отмечает эксперт.

 

Не закончится ли введение стандарта полной унификацией школьной одежды?

Создание одинаковой для всех формы абсолютно не является задачей стандарта, заверили в Союзлегпроме. ГОСТ определяет только качество используемых материалов и безопасность этих материалов для детей, а не цвет и фасон формы.

Нас все время обвиняют, что мы хотим единую форму. Мы не хотим единую форму. Мы хотим, чтобы школьная форма была качественная и безопасная.

 

ТАСС на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» провел опрос, нужна ли в России единая школьная форма. Большинство читателей посчитали, что это правильно.


 


ТАСС
27.02.2017
fdf
10 школ будущего по версии XQ Super School Project
14 сентября американский проект по созданию супершкол XQ подвел итоги соревнования на звание лучшего учебного заведения, которое длилось почти год. 10 школ победителей получат огромное финансирование: между ними будет распределенно 102 миллиона долларов на осуществление предложенных проектов. XQ придумала Лорен Пауэл Джобс, вдова основателя компании Apple Стива Джобса. Кампания была призвана вдохновить преподавателей, учеников, родителей и всех, кто связан с сферой образования, на создание своей собственной старшей школы: кандидаты должны были предложить идеи по изменению школ (от изменений в расписании до самих технологий, используемых на уроках).
Мир моих интересов
Образование 3.0.
ава
Геймификация в российских школах
Хорошие образовательные приложения с игровыми элементами могут существенно облегчить жизнь учителя. Редактор iSpring Павел Храмкин рассказывает об интересных примерах геймификации в России. По определению Кевина Вербаха, профессора права в Пенсильванском университете, геймификации — это применение приемов, характерных для компьютерных игр, в неигровых процессах. Геймификация делает скучные задания интересными, избегаемое — желанным, а сложное — простым.