ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Охват регионов
    Охват образовательных учреждений
    Охват педагогов
    48%
    География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
    24%
    С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
    35%
    Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
19
лет успешной работы
410
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2713
Организаций в статусе
партнёра программ
61
Авторских
образовательных курса
Комплексная образовательная программа для 1-4-х классов «Мир моих интересов» в информационно-образовательной среде образовательного учреждения

Выполняя государственный заказ [1], команды педагогических коллективов образовательных учреждений сегодня находятся в поисках ответов на ключевые вопросы: как организовать образовательный процесс, отвечающий интересам и способностям обучающегося, как обеспечить эффективное управление образовательным процессом и повысить конкурентоспособность образовательного учреждения, как привлечь внимание родителей к процессу воспитания своего ребёнка и повысить его мотивацию к получению новых знаний? Общим решением для всех перечисленных вопросов может стать создание информационной образовательной среды (далее ИОС).

ИОС — понятие, широко используемое, в основном, при обсуждении процесса информатизации образования и до сих пор не имеющее общепризнанного определения. Согласно проекту Концепции развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации назначение единой ИОС состоит в «…предоставлении современных электронных образовательных ресурсов, информационных сервисов, информационных систем и технологий обучения и воспитания, а также создании условий для обновления форм, средств, технологий и методов реализации образовательных программ и услуг, преподавании дисциплин и распространении знаний, расширении доступа к электронному образованию всех уровней с учётом возможности построения современных механизмов обучения и воспитания» [2].

Исходя из вышесказанного, при рассмотрении ИОС в образовательном учреждении мы будем говорить не об обеспечении учащихся компьютерами и скоростным Интернетом, а о её наполнении современными образовательными ресурсами, порталами, электронном контенте, а также о системе управления обучением, «автоматизации» труда руководителя, учителя, об обеспечении личного «электронного управления» собственной деятельностью, деятельностью учащихся и обучении с использованием дистанционных технологий.

Наиболее содержательно характеристика компонентов ИОС образовательного учреждения на основе требований ФГОС представлена Ю. Г. Коротенковым: «ИОС включает в себя следующие компоненты: учебная, методическая, научно-исследовательская, контроль и оценка результатов обучения, внеучебная, административная, технологическое обеспечение» [3].

Рассмотрим каждый из компонентов на примере внедрения Комплексной образовательной программы «Мир моих интересов» (далее программа «ММИ»)  в образовательное учреждение. Программа «ММИ» позволяет выстроить современную информационно-образовательную среду путём создания пространства, организуемого всеми участниками образовательного процесса, в которое вовлечены родитель, обучающийся и учитель, с использованием полного комплекта учебных, методических и сопроводительных материалов (интерактивного электронного учебника, рабочей тетради, плана конспекта занятий, кейсов для проведения мероприятий) и образовательно-игровых порталов.

Комплексная образовательная программа «Мир моих интересов» разработана авторским коллективом Негосударственного образовательного учреждения «Открытый молодёжный университет», является первой ступенью в комплексной непрерывной программе личностного развития ученика с 1 по 11 класс. Программа «ММИ» построена по модульному принципу и рассчитана на организацию внеурочной деятельности или дополнительного образования младших школьников по четырём тематическим направлениям:

1 класс — «Необычное в обычном» (знакомство с явлениями окружающего мира), объёмом 66 часов, из расчёта 2 часа в неделю;

2 класс — «Другой взгляд — другой мир» (знакомство с «параллельными мирами» человека и природы), объёмом 99 часов, из расчёта 3 часа в неделю;

3 класс — «Большое путешествие» (знакомство со странами и народами мира); объемом 132 часа, из расчета 4 часа в неделю;

4 класс — «Мастерами становятся» (знакомство с современными технологиями и технологиями будущего, в том числе в области ИКТ).

Остановимся подробнее на втором тематическом направлении программы «Мир моих интересов. Другой взгляд—другой мир».

Учебная компонентав данной программе представлена в виде системы информационно-образовательных ресурсов, обеспечивающих её реализацию как в классе, так и дома. Занятия в классе обеспечены полным учебно-методическим комплектом: подробный план-конспект каждого занятия для учителя, интерактивный электронный учебник, дополнительные материалы для организации проектной, творческой деятельности младших школьников и красочная рабочая тетрадь для учащегося «Другой вгляд—другой мир». Разнообразие представленного содержания позволяет активизировать разные типы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-образное, словесно-логическое (теоретическое), — разные типы восприятия и переработки информации, в целом создаёт предпосылки для индивидуализации.

В качестве самостоятельной деятельности дома учащемуся вместе с родителями предлагается игровой образовательный  портал «Омунит» (http://omunit.ru/): прохождение обучающих игр, размещение личных достижений, творческих работ в галерее, выстраивание коммуникаций со сверстниками и значимыми взрослыми через ленту новостей, комментирование работ и самоанализ. Результаты деятельности учащегося фиксируются в персональном электронном портфолио учащегося, содержание которого позволяет определить приоритетные сферы интересов обучающихся и на их основе простроить индивидуальную образовательную траекторию, активно привлекая в этот процесс самих учащихся.

При успешном прохождении образовательных игр учащимся доступна сетевая игра, открывающая новые возможности в развитии его коммуникативной и информационной компетенций. Дистанционное обучение в данном случае охватывает учеников других школ, находящихся в одном или нескольких городах (странах), которые участвуют в сетевой игре.

Опытом реализации программы «Мир моих интересов. Другой взгляд—другой мир» делится учитель информатики Виктория Александровна Яковлева, МОУ «СОШ № 37» г. Саранск: «Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на занятии являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение. Именно такую работу и предполагает программа, но самое главное – это активная работа с помощью яркой информации в интерактивном электронном учебнике. Я могу удерживать внимание ученика на протяжении длительного времени. Ребенок получает полезную и интересную информацию в ненавязчивой игровой форме и от необычного виртуального героя - это здорово! Применение игр помогает сделать занятие эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным».

Помимо перечисленного выше дидактического потенциала программы «ММИ», отметим постоянную методическую поддержку специалистами НОУ «ОМУ» в виде консультационной помощи с использованием современных средств ИКТ (бесплатная горячая линия, Skype-встречи, консультационные линии на Открытом педаго


Вьюгова Татьяна Сергеевна
10.09.2014
ава
6 главных правил общения родителей и учителей (чтобы никто никого не бесил)
Любому родителю (кому-то реже, кому-то чаще) приходится общаться с учителями. Это отношения, которых попросту невозможно избежать, если ваш ребёнок учится в школе. Специалист по современному этикету Татьяна Николаева формулирует простые, но очень важные правила, которые помогут учителю учить, ребенку учиться, а вам избежать головной боли.
Образование 3.0.
ОМУ
ава
10 необычных бизнес-идей в сфере образования
Данные бизнес-идеи будут особенно полезны педагогам, разрывающимся между желанием работать с детьми и необходимостью зарабатывать достойные деньги.