ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Охват регионов
    Охват образовательных учреждений
    Охват педагогов
    48%
    География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
    24%
    С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
    35%
    Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
19
лет успешной работы
410
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2713
Организаций в статусе
партнёра программ
61
Авторских
образовательных курса
Профориентация в стиле ОМУ
Бионика, фотоника, мехатроника. То, что нам кажется будущим и совершенно новым, существует уже с 80-х годов двадцатого столетия и становится неотъемлемой частью нашей жизни.
 
Например, бионика – это прикладная наука о применении в технических устройствах и системах знаний о принципах, структуре, функционировании, организации в живой природе. Проще говоря, бионика – это соединение биологии и техники. Бионика рассматривает биологию и технику с новой
стороны, объясняя, какие общие черты и какие различия существуют в природе и техникеЯркий пример бионикиархитектура нового типа, когда здания конструируются в виде кленового листа или морской раковины.
 
В архитектурно-строительной бионике большое внимание уделяется новым строительным технологиям. Так, в области разработок эффективных и безотходных строительных технологий перспективным направлением является создание слоистых конструкций. Это техническое решение заимствовано у природы. Глубоководные моллюски имеют достаточно прочные раковины, у «морского уха», они состоят из чередующихся жестких и мягких пластинок. Когда жесткая пластина трескается, то деформация поглощается мягким слоем, что предотвращает дальнейшее разрушение.
 
 
Бионика не предусматривает взаимозаменяемости отдельных помещений в доме. Каждая комната имеет свое назначение и оборудована с максимальным комфортом. Дом в бионическом стиле не имеет привычной геометрической формы. Скорее он напоминает объект живой природы. Мягкие плавные линии стен, окон, перетекая друг в друга, создают ощущение движения. Этот архитектурный стиль предусматривает обилие света в здании и природные орнаменты в интерьере. Под разными углами зрения неуловимо меняется и само помещение. Одновременное чувство движения и покоя - вот, пожалуй, главные достоинства органического дома.
 
Как же рождаются специалисты по бионике или другим современным перспективным направлениям? Говоря об этом, проведем обратный отсчет - от окончания вуза до начальной школы. Итак, говоря о вузе. На вопрос «Где обучают бионике?» форум mail.ru выдает следующую информацию:
 
«Сегодня можно выучиться на биофизика, биохимика и познакомиться с иными биомедицинскими науками. Но на специалиста по бионике не учат нигде. Для бионики нужен талант, дерзание, интерес с детства к умному, правильному и ловкому. Вы должны с упоением выучить латинский алфавит, греческий, радостно запоминать иностранные слова. Вы должны чувствовать физику и понимать математику и с радостью впитывать сведения об устройстве и функционировании живого. Бионика требует наличия навыков фотографа и практики радиолюбительства.... Это дело требует таланта! Представьте, что зоны Захарьева-Геда у человека связаны с его органами, точки и меридианы иглоукалывания тоже. Группа крови, стиль жизни, вода и питание – всё это формирует организм человека, его силу и слабости. Я вижу путь в бионику через врача, крепко знающего физику и электро-радио-технику» – пишут на форуме.
 
 
 
Таким образом, выбор вуза сегодня не является достаточным. Необходимо строить свою траекторию обучения нескольким специальностям и, возможно, в нескольких вузах. Медицина, физика и электроника составляют в данном контексте единое целое. А в зависимости от направления бионики – еще надо добавить архитектуру. 
 
Школа дает возможность развивать всю палитру интересов и навыков, которые могут быть востребованы. Как следует из комментариев – это латинский и греческий язык, навыки фотографа и практика радиолюбительства, физика и функционирование всего живого.
 
Безусловно, сегодня огромное количество интересных сфер жизни и комбинаций наук, обеспечивающих развитие будущего. Освоить все это за школьные годы невозможно. Но существует то, что обеспечивает точку входа в мир высоких технологий, в мир технологий будущего. Прежде всего, это открытое сознание для всего нового, творческий подход, знание возможностей современных технологий и стремление доводить собственные идеи до создания чего-то нового и важного.
 
Понимая важность этого, в течение нескольких лет наша команда прорабатывала концепцию и программу современной профориентации. При этом мы понимали, что сегодня профориентация не ограничивается 10-м и 11-м классом, она реализуется на протяжении всей школьной жизни, а иногда и с детского сада. Ведь все интересы и навыки, полученные в самом раннем детстве влияют на выбор профессионального пути. 
 
Разделив всю программу на четыре больших блока, мы постарались реализовать несколько наиболее важных задач, связанных с развитием:
 
- исследовательского интереса;
- образного мышления;
- системного мышления;
- проектной деятельности;
- личного творчества;
- технического творчества;
- систем технического инструментария;
- финансовой и медиа грамотности;
- предпринимательских инициатив.
 
Программа 1-4 класса называется «Мир моих интересов». За четыре года ребята осваивают пространство вокруг себя, природу в различных ее аспектах, страны, народы мира и изучают актуальные технологии и, даже применяют их на практике. Такой подход позволяет ребятам стать открытыми и восприимчивыми ко всему новому. Итогом 4-го класса становится уникальный проект, в котором школьники генерируют идею своего собственного мира и создают его модель своими руками.
 
В первом классе программа «Необычное в обычном» включает в себя 33 занятия в игровой форме. В школе они превращаются в яркие праздники: «Праздник исследователей», «Праздник мыльных пузырей для юных химиков», «Праздник камней для юных геологов». Дома ребята занимаются на современном портале и в игровой форме продвигаются в познании знакомых окружающих вещей, понимая, как устроен мир вокруг.
 
Второй класс представляет школьникам программу «Другой взгляд – другой мир». В процессе ее освоения у ребят развивается образное мышление. Благодаря новому подходу ребята расширяют свои познания, изучая все глазами животных. На строительство, например, интересно посмотреть глазами бобра, а про устройство самолетов расскажет орел.
  
Третий класс – это «Большое путешествие», так называется программа. Сегодня мир глобален и необходимо знать особенности и возможности каждой страны. В рамках большого путешествия ребята погружаются в каждую страну, ищут достопримечательности, изучают искусство и культуру, решают задачи актуальные для каждой из стран. Например, при изучении Индии, им необходимо улучшить благосостояние жителей деревни, для этого требуется наладить производство одежды. Ребята добывают материалы, подбирают оборудование, выстраивают партнерские отношения. Причем, учащиеся работают в командах и участвуют в соревнованиях между разными городами. 
  
Четвертый класс – итоговый в первом блоке обучения. Программа четвертого класса «Мастерами становятся» интересна тем, что в соответствии с легендой, ребята общаются с героями «Батом Рейкиным», «Озариной» и другими их друзьями. Каждый из героев помогает ребятам реализовать свои авторские проекты. Параллельно школьники осваивают передовые технологии и знакомятся с современными научными исследованиями.
  
Программа 5-7 класса реализует основную составляющую любых инновационных процессов – творчество. Не зря современную экономику называют «Креативной экономикой». Развитие творчества сегодня, это не только рисование. Современные программные средства позволяют проектировать, моделировать, конструировать и визуализировать свои авторские идеи. В программе «Территория мастеров» ребята воображая и реализуя свои замыслы, становятся настоящими мастерами. 
 
5-й класс начинается с представления лучших образцов мирового творчества, от картин и скульптур до лучших архитектурных форм. Программа «Раскрой себя» строится по модульному принципу. Ребята могут изучать лишь базовый курс, или активно участвовать в познавательных мероприятиях, реализовывать творческие проекты, участвовать в конкурсах авторских работ. Занятия ведутся как на базе школы, так и на специально созданном портале Экстериум. Портал – это сообщество заинтересованных ребят, профессиональных экспертов и наставников по различным творческим направлениям.
 
Развивая интересы в профессиональных направлениях, ребята углубляются в пространство возможностей, которые представляет современный мир. В 6-м классе в рамках программы «Заяви о себе» разработчики ставили перед собой задачу провести учащихся по производствам для которых главную роль играет креативное мышление, новые формы и передовые технологии производства, в том числе 3D-печать.
 
7-й класс дает возможность перейти на новый уровень и почувствовать себя специалистом по проектированию, причем в различных областях. Программа«Получи признание» раскрывает возможности современных средств проектирования 3D MAX, SketchUp, Autocad и предоставляет доступ к реализации проектных работ в области архитектуры, дизайна одежды, электронных устройств. Как итог – заслуженное признание сообщества друзей и ведущих профессиональных экспертов.
 
Третий этап обучения охватывает 8-й и 9-й класс. Если на предыдущих ступенях главной задачей было расширение пространства возможностей для ребят, то на третьем этапе на первое место выходит самоопределение в профессиональной сфере, то есть наступает время выбора из всей палитры возможностей.
 
В этом помогает программа «Матрица профессий». Название программы имеет определенную логику. Сегодня профессией является не только специальность, но и выбор близкой для себя роли в проектной команде. За два года происходит поэтапное погружение более чем в двадцать направлений. Причем, погружение происходит через посещение ведущих предприятий отрасли. Каждое из которых предлагает ребятам формат экспедиций – новый формат, когда школьники выполняют реальные задачи и реализуют проекты от предприятий.
 
Подходя к итоговой ступени, учащиеся полностью осознают возможности мира современных технологий с одной стороны и правила, закономерности, с другой стороны.
Каждый должен сделать выбор. Инновации или устоявшиеся направления? Быть предпринимателем или специалистом? Непрерывно двигаться вперед или удовлетвориться стабильностью? На все эти вопросы необходимо получить ответ в 10-11 классе. Достоверные ответы ребята могут получить от своих родителей, от успешных представителей различных сфер деятельности или попробовав себя в различных ситуациях. Уникальность программы «Энергия проектов» заключается в насыщенной коммуникации с профессионалами, погружении в вузовскую среду и формировании профессионального портфолио.
 

«Экономика знаний», «экономика интеллекта», «креативная экономика» при разных названиях, эти понятия несут единый смысл. Мы перешли на новый этап развития общества, где происходит сочетание важных социальных и культурных аспектов с технологиями. Программа «Экономика интеллекта», разрабатываемая Открытым молодежным университетом, открывает множество возможных входов в современный мир, сочетая культуру, творчество, технологии и самоопределение. Погружаясь в многообразие современной жизни, ребята самостоятельно определяют свой путь развития и без дополнительной мотивации осваивают все необходимые им дисциплины и направления, подкрепляя знания реальными результатами. Итог программы закономерен– школьники становятся по-настоящему движущей силой новых динамичных процессов современной экономики.

За 15 лет деятельности ОМУ, обучено более 100 тысяч ребят. Мы гордимся тем, что работаем совместно с теми, кто выбрал путь ответственности и развития себя, своего региона, своей страны. И, мы надеемся, что новая программа«Экономика интеллекта» станет лучшей точкой входа в мировое инновационное пространство, где российские специалисты смогут в ближайшее время стать лидерами благодаря многогранной современной подготовке.
 
Иллюстрации к материалу: рисунок 1, рисунок 2, рисунок 3, рисунок 4.

Дмитриев Игорь Вячеславович, к.т.н, директор АНО ДПО «ОМУ»
13.11.2015
ОМУ
Словарик учителя XXI века (часть 2)
Продолжим пополнять учительский словарь понятиями о современных цифровых инструментах и технологиях, которые участвуют в создании современной образовательной среды. Некоторые из них, возможно, будут вам знакомы — просто потому, что современное образование не отрицает педагогической мысли прошлого, а лишь развивает её в условиях цифровой среды.
Мир моих интересов
Мир моих интересов
Стартап
Стартапы как новый школьный предмет
Чем раньше молодой человек пробует создать и запустить бизнес, тем больше у него уверенности в своих силах. Одно дело узнать о стартапах в 25 лет, и другое — в школьном возрасте. Истории успеха молодых предпринимателей могут помочь определиться с выбором жизненного пути. В последнее время стартапы становятся своего рода профессией.