Открытый молодёжный университет – это пространство уникальных возможностей, основанное на инновационном обучении, командной проектной деятельности, геймификации и погружении в научно-техническое творчество. Мы постоянно совершенствуем наши курсы, чтобы подготовить успешных представителей будущего поколения инженеров и новаторов к жизни в высокотехнологичном мире.
молодежных мероприятий
партнёра программ
образовательных курса
Стало интересно — зашёл в интернет, нашёл ответ. Где же рассуждения и долгий поиск истины? Блогер, папа и педагог Алексей Калачёв рассказывает, как клиповое мышление вытесняет системное и так ли это страшно, как кажется на первый взгляд.
Одна из любимых тем обсуждений про разные поколения — это как клиповое мышление вытесняет системное. Действительно, юное поколение думает совсем иначе, чем старшее. Сам подход иной. Значит ли это, что старые, «универсальные» методы познания мира и ориентации в нём уже не работают? Нет, однако в системе образования стоит изменить некоторые подходы, связанные с пониманием того, как современные дети получают опыт.
1. «Метод мгновенного тыка»
«Метод тыка» прост и универсален. Он работал и когда человек ещё ходил в звериных шкурах, и сейчас — в информационном мире. Нужно просто пробовать сделать что-то: то так, то эдак. Методом проб и ошибок. Скажите, случайная вероятность имеет низкий КПД? Возможно, однако весь прогресс человечества построен именно на этом методе.
Эдисон выполнил десять тысяч неудачных экспериментов, чтобы изобрести и усовершенствовать электрическую лампочку накаливания, и его изобретение изменило мир. Не опускайте руки после первой неудачи.
Правда, говорят, что создаваемый сейчас искусственный интеллект (ИИ) так быстро будет отрабатывать все варианты проб и ошибок, что человек станет неконкурентоспособным. Пока этого не произошло, старый и проверенный метод в игре.
И знаете что? Если в прошлом единицы особо пытливых — как Эдисон — постоянно применяли этот метод, то сейчас так делают большинство молодых людей. Более того, новое поколение усовершенствовало этот метод, превратив его в «метод мгновенного тыка».
Спросите: как это? А так: как только возникает вопрос, интерес или желание, представители нового поколения сразу делают своего рода «тык». В поисковике или на практике, но в этот же момент — мгновенно. Это значительно повышает результативность их запросов.
«Мысль ушла, не застав никого дома» — это не про них. Именно поэтому они так быстро осваивают компьютер и интернет.
Ткнул сюда — не получилось, ткнул в другое место, и так много раз, без долгих размышлений об ошибке, поэтому они быстро учатся. Быстро, но, говорят, не системно — это правда. Зато такой подход может принести много случайных, непредвиденных и неожидаемых результатов. Некоторые будут весьма впечатляющими.
2. Случайные открытия
Большинство научных открытий сегодня происходят в результате кропотливой работы. Однако история полна случаев, когда невероятные открытия совершались совершенно случайно. Перечислю лишь некоторые из таких открытий и изобретений.
Закон Архимеда (открыт в ванне): помните, наверное, в этот момент он воскликнул: «Эврика!» Открытие Колумбом Америки. Рентгеновское излучение и радиоактивность. Нобелевская премия: тут помогла оплошность журналистов, когда они по ошибке напечатали некролог Нобеля, скажем так, раньше времени. Музыкальный талант Элвиса Пресли: ему подарили гитару, так как на велосипед денег у родителей не хватило.
Телефон и телескоп. Микроволновая печь (то есть то, что СВЧ-излучение способно нагревать предметы). Множество химических элементов. Вулканизированная резина. Тефлон и суперклей. Небьющееся (ударопрочное) стекло. Спички и порох. Полиэтилен и анилиновые красители. Скотч и стикеры. Застёжки-липучки. Пластилин, пластик и железобетон.
Пенициллин (антибиотики), инсулин, вазелин. Открытие причин многих ужасных болезней. А ещё кардиостимулятор. Вот это вот всё спасло и спасает миллионы жизней.
Пакетированный чай. Кукурузные хлопья и сухие завтраки. Сахарин. Вафельный рожок для мороженого. Чипсы. Фруктовое мороженое. Шампанское, бренди и портвейн. Шоколадная паста. Салат «Цезарь». Кока-кола! Да, и она тоже.
Шагающая пружинка «слинки» — популярная детская игрушка. Кресло-качалка. Тележка для супермаркета. Танец сиртаки. Кроссворд. Лего. Служба коротких сообщений (Short Messaging Service, SMS).
Этот список бесконечен. Каждая история этих открытий и изобретений завораживает и вдохновляет. Это истории про настоящие приключения, как найти «клад».
Можем ли мы лишать детей такой возможности — испытать радость настоящего открытия? Тогда позволяйте им делать самые невероятные вещи — экспериментировать. Как бы странно они ни выглядели со стороны, эксперименты могут принести действительно неожиданный результат (главное, чтобы квартиру не спалили, поэтому лучше, если это будет на ваших глазах, а не тайком). Кстати, возможно, таким «случайным» образом дети сделают вашу семью миллионерами. Прецеденты были.
3. Системное мышление и поиск до первого результата
Противоположностью «метода тыка» называют системное мышление. Попробую объяснить разницу на примере из жизни. Нужно принять решение, куда поехать отдыхать в отпуск. Ответственное решение, потому как он один в году и хочется, чтобы удался. Как будут поступать люди старшего и молодого поколения?
Если представителям «старой школы» нужно что-то узнать для принятия решения, они прошерстят всё, а не только первые три ответа поиска в интернете.
Потом на основе полученной информации создадут что-то вроде таблички, где упорядоченно составят картину: все плюсы и минусы, все подводные камни и возможности. Принципиальным является то, что это будет именно полная картина. К этому их толкает системное мышление.
У многих молодых людей, по крайней мере я сталкивался с этим неоднократно, подход иной: искать до первой интересной ссылки по теме или спросить в группе в соцсетях, зацепиться там за первые комменты (порой не узнав самых очевидных фактов по теме).
Зачем читать всё, если я уже нашёл ответ, который меня устраивает? Это же лишняя потеря времени! Говорят, это особенность клипового мышления, предполагающего фрагментарность познания мира (и обучения). Потому что информации стало слишком много. С другой стороны, если результат есть и он устраивает, зачем делать лишнюю работу? Разумно же!
Ещё это и особенность современной среды. Когда всё было в дефиците, то можно и нужно было сравнивать и выбирать. Сейчас всего так много, что если всё сравнить, жизни не хватит. Поэтому, когда ты встретил то, что тебе нужно, на этом поиск прекращается. Зачем тратить жизнь на бесконечный выбор и анализ всего?
Мир изменился. Но основной принцип познания остался прежним — надо пробовать. Под лежачий камень вода не течёт. Удачи вам!
МЕЛ
16.09.2019