ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Охват регионов
    Охват образовательных учреждений
    Охват педагогов
    48%
    География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
    24%
    С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
    35%
    Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
19
лет успешной работы
410
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2713
Организаций в статусе
партнёра программ
61
Авторских
образовательных курса
Дополнительное персональное образование в эпоху перемен

Дополнительное образование в эпоху перемен – это зона ближайшего развития школы и общего образования в целом. Тому есть подтверждения в истории России. В 1682 г. в Кремле на «потешной площадке» десятилетний Петр I предложил имитационную, игровую форму обучения, которую он потом назвал «потешными войсками». А ведь это и было тем самым дополнительным образованием. «Потешные полки» были своего рода «гранитной мастерской» воспитания личности.

Дополнительное образование – это ключевой механизм адаптации к изменениям, особенно необходимый в наше время, когда, как говорится, «меняются сами изменения».

В начале XXI в. в год производится больше информации, чем за предыдущие пять тысяч лет. Студенты вузов, которые сейчас учатся на первом курсе, через четыре года поймут, что знания, которые они получили, уже устарели. На завоевание 50-миллионной аудитории уходят годы – радио для этого понадобилось 38 лет, телевидению – 13 лет, Интернету – 4 года, iPad – 3, Facebook – всего 2 года.

Нам нужно успеть адаптироваться к изменениям и найти контакт с нашими детьми. Они живут в тех мирах, в которых многим из нас придется учиться жить.

Для этого необходимы уникальные проекты, в числе которых проект TED (Technology, Entertainment, Design) в США, свидетельствующие о том, что образование выходит за рамки школы. В XXI в. нужно понимать: образование – это глубинно-сетевой феномен. В Интернете сегодня более 2,5 млрд людей – мы все время говорим о жизни в социальных сетях, забывая, что для образования важна жизнь в интеллектуальных сетях, это термин Р. Коллинза, известного социолога. Ведь наряду с социальными сетями появляются интеллектуальные.

Сегодня пользователи сами порождают контент. Среда генерирует саму себя. Появляется педагогика, трансформирующая в сетевом веке. Образование становится более персональным, более гибким и более социальным.

Воспитание человека начинается с формирования мотивации, и мотивация к познанию, к творчеству формируется не только в общем, но и в дополнительном образовании. Развитие сети дополнительного образования – это стратегическая программа развития мотивации подрастающих поколений.  

Пронизывая дошкольные учреждения, школы, техникумы, вузы, дополнительное образование становится смысловым социокультурным стержнем, ключевая характеристика которого – знание через творчество и игру. Дополнительное образование оберегает социальную экологию детства, оно всегда шире, чем формальное образование в школе. Образно говоря, школа – это ядро, вокруг которого – «облако» дополнительного образования.

Сейчас происходит метаскачок в изменении системы образования в целом. Суть этого скачка – переход к эпохе персонального образования. Появляются новые термины, характеризующие эти изменения. Так, например, появилось edutainment – объединение education и entertainment: образование как развлечение, как путешествие, как игра. Здесь на первый план выходит мотивация. Мы учимся играя и играем обучаясь.

Одним из первых примеров edutainment был естественнонаучный образовательный центр в Мексике, созданный в 1999 г. Появились города детей, «кидбурги», где дети осваивают новые профессии.

Все больше притягивают детей интерактивные музеи. Лет пять назад Институтом Макса Планка в Германии был создан поезд дополнительного образования, который ездит по стране, и в одном вагоне там обсерватория, в другом – биологическая лаборатория и т.д.

Дополнительное образование всегда апеллирует не только к логическому разуму, но и к разным формам практического разума. Дети здесь усваивают уникальный мир ремесел, технологий, и дополнительное образование в буквальном смысле – именно ведущая деятельность.

Источник информации: Александр Асмолов


Александр Асмолов