Открытый молодёжный университет – это пространство уникальных возможностей, основанное на инновационном обучении, командной проектной деятельности, геймификации и погружении в научно-техническое творчество. Мы постоянно совершенствуем наши курсы, чтобы подготовить успешных представителей будущего поколения инженеров и новаторов к жизни в высокотехнологичном мире.
молодежных мероприятий
партнёра программ
образовательных курса
Российская наука способна достаточно быстро восполнить дефицит учителей астрономии после возвращения этой дисциплины в школы, считает ученый секретарь Института космических исследований РАН Александр Захаров. Его оппонент — директор Новосибирского планетария Сергей Масликов полагает, что эта идея министра образования и науки РФ может быть реализована только через несколько лет.
Министр Ольга Васильева заявила в среду о необходимости вернуть астрономию в школьную программу. «Раньше в школах этот предмет был час в неделю. Даже сомнений нет, что этот час должен вернуться», — сказала Васильева.
На пресс-конференции в Москве она добавила, что пока не знает - за счет чего предмет вернется в школьную программу. «Пока не знаю, как это будет, но то, что произойдет точно, 100%», — сказала Васильева.
Кто сможет преподавать?
Директор Новосибирского планетария считает, что идея возврата в школьную программу астрономии может быть реализована не раньше чем через пять лет. Этому серьезно будет мешать нехватка преподавателей, сказал Масликов.
Инициатива, конечно, хорошая. Боюсь только, что она останется нереализованной. Просто так час астрономии не появится, потому что сейчас в школах нет учителей, которые могли бы ее преподавать. Как минимум 5 лет нужно, чтобы выучить преподавателей Сергей Масликов Директор Новосибирского планетария
Потенциал есть уже сейчас
Российская наука способна достаточно быстро восполнить дефицит учителей астрономии после возвращения этой дисциплины в школы. Такое мнение высказал ученый секретарь Института космических исследований РАН (ИКИ РАН), доктор физико-математических наук Александр Захаров.
«У нас есть студенты, научные сотрудники, которые могут служить этому делу, и мы обладаем потенциалом, чтобы решить дефицит кадров по учителям астрономии», — сказал Захаров.
Он также убежден, что для популяризации астрономии нужно издавать новые учебные пособия с астрономическим уклоном. «Это нужно делать вне всякого сомнения, есть ли в школах астрономия или ее нет», — отметил ученый.
Минобрнауки, полагает Захаров, следует отказаться от советского опыта строительства обсерваторий при школах. «Строить специальные обсерватории не нужно, ведь сейчас можно купить телескоп, с помощью которого школьники будут изучать ночное небо. Кроме того, есть различные центры, где есть телескопы — они сотрудничают с образовательными учреждениями», — пояснил собеседник агентства.
Без астрономии не стать писателем
Совет главных конструкторов Свердловской области (координационный орган, созданный по решению губернатора региона) также горячо поддерживает идею возвращения астрономии в школы. Председатель совета Леонид Шалимов отметил, что у школьников должен быть этот предмет, если общество хочет «воспитать разносторонних людей».
По его мнению, без астрономии человек лишается одной из своих фундаментальных составляющих — расширения горизонтов познания, у него меньше шансов обрести философский склад мышления, без чего «невозможен нормальный инженер, писатель».
На данный момент в России насчитывается около 60 астрономических обсерваторий, 10 вузов с астрономическими отделениями, примерно тысяча профессиональных астрономов, а также тысячи увлеченных небом астрономов-любителей.
История вопроса
Почти десять лет назад предмет астрономия был исключен из школьной программы. При этом исследование Вселенной с помощью космических аппаратов получило самые современные и уникальные возможности и постоянно развивается. Достаточно вспомнить успешную миссию ЕКА «Розетта» по посадке зонда на ядро летящей кометы Чурюмова-Герасименко — эта уникальная операция была проведена на расстоянии в полмиллиарда км от Земли.
Специалисты отмечают, что у детей интерес к небу нарастает в 10-13 лет. Затем, если не развивать эти познания, он попросту пропадает. Особенно это характерно для мегаполисов, где практически не видно звездного неба и очень много «приземленной» цивилизации.
Еще 15 лет назад в школах было целых четыре учебника на выбор для выпускного класса по астрономии: два из них давали начальные знания, два других — более углубленные.
ТАСС
23.09.2016