ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Охват регионов
    Охват образовательных учреждений
    Охват педагогов
    48%
    География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
    24%
    С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
    35%
    Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
19
лет успешной работы
410
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2713
Организаций в статусе
партнёра программ
61
Авторских
образовательных курса
Возвращение школ под опеку государства: что думают регионы о новой реформе

Министерство образования и науки планирует менее чем через три года передать полномочия по управлению школами от муниципалитетов регионам. По словам главы ведомства Ольги Васильевой, реформа позволит более эффективно тратить выделенные на образования средства, а также создать в России единое образовательное пространство.

Сегодня учредителями всех школ являются муниципалитеты, и закон позволяет им самостоятельно формировать учебную программу. «Мы видим такое разнообразие представленных образовательных программ, очень сложно говорить сейчас о той, на мой взгляд, главной ключевой задаче российского образования — создания единого образовательного пространства и базового содержания для каждого ребенка», — сказала Васильева.

По словам министра, нынешняя ситуация требует «огосударствления»школ. «Сейчас школы вне государственной опеки и заботы, как бы это парадоксально не звучало. Трудно себе представить, что 42 тысячи школ страны никоим образом министерству образования и науки России не подчиняются, также они и не подчиняются и регионам», — сказала министр. «Получается, что мы не собираем страну через важнейшую отрасль, которой является образование со всех точек зрения, а как бы ее, наоборот, растаскиваем», — добавила она.

Представители российских субъектов неоднозначно отнеслись к инициативе Минобрнауки. Опрошенные ТАСС эксперты отметили, что при внедрении инициативы могут возникнуть трудности, связанные с более длительным решением бытовых вопросов на местном уровне. Некоторые же, наоборот, увидели в грядущих изменениях возможность оптимизации кадров и эффективного распределения ресурсов.

 
 

Сможет ли регион решить проблемы каждой школы?

 

Как рассказала ТАСС директор средней школы №16 города Северодвинска, председатель городского совета директоров школ Татьяна Юрьева, из-за того, что Архангельская область занимает огромную территорию, аппарат администрации региона физически не сможет проконтролировать ситуацию в каждом учебном заведении.

«Сегодня часть бюджета идет из области: финансирование зарплаты, учебной части, но все капитальные ремонты и просто ремонты  за счет городского бюджета. Я считаю, что это правильно, потому что в нашем городе, где 30 школ, мэр объезжает все школы и знает, где кровля течет, где какой фасад, где нужно забор подправить. Депутаты горсовета работают в... контакте с директорами школ, и при формировании бюджета каждый депутат знает и отстаивает интересы своей школы»— сказала она.


«Такие вопросы как... ремонты, оплата коммуналки, должны оставаться на местном уровне»

Татьяна Юрьева, директор средней школы №16 города Северодвинска, председатель городского совета директоров школ.

 

Сопредседатель регионального штаба ОНФ в Кабардино-Балкарии (КБР), директор средней школы №3 города Тырныауза (административный центр Эльбрусского района) Любовь Хутуева также считает перевод общеобразовательных учреждений в ведение региональных властей спорным вопросом.

«С одной стороны, такое переподчинение позволит уравнять все школы, в связи с чем будет организовано равномерное распределение денежных средств. В то же время не стоит забывать и о возможностях самого субъекта: несмотря на то, что доходная часть регионального бюджета значительно превосходит муниципальную, существует вероятность, что регион не справится с такой нагрузкой» уточнила собеседница агентства.

Представитель одного из территориальных управлений образования Красноярского края на условиях анонимности также сомневается в возможностях краевого министерства образования справиться с объемом документации, который сейчас обрабатывается муниципальными структурами. «Самое важное  что будет с кадрами территориальных управлений? В одном только Красноярске их шесть» отметил он.

Заместитель председателя Омского областного комитета профсоюза работников народного образования и науки РФ Леонид Сивирин добавил, что передача управления школами от муниципалитетов регионам станет положительным моментом в том случае, «если это обеспечит школам федеральное финансирование, хотя бы на каком-то минимальном уровне».

«Сегодня много проблем  ремонт учебных заведений, их снабжение, зарплаты педагогов. Сможет ли передача школ регионам решить эти проблемы  пока непонятно» отметил Сивирин.

 

Положительный опыт оптимизации

 

В Тамбовской области уже есть опыт управления сетью школ на региональном уровне. «Дальнейшую перспективу модернизации сети общеобразовательных организаций мы видим в создании образовательных округов. В нашей области от 30 муниципальных систем образования мы вполне можем перейти к 10 образовательным округам» сообщили в администрации региона.

Кроме того, для оптимизации процессов управления в области под началом базовой средней школы объединяют несколько маленьких учебных заведений. «К одной из лучших в регионе Новолядинской средней школе сначала присоединили восемь школ, которые впоследствии были преобразованы в три филиала, в каждом из них сегодня обучаются примерно по 200 детей» рассказали в администрации.

В Самарской области система образования работает в режиме государственного управления образовательными учреждениями региона с 2001 года. По словам вице-губернатора региона Дмитрия Овчинникова, вместо 35 муниципальных органов управления образованием и служб обеспечения были созданы 11 межмуниципальных образовательных округов под руководством территориальных управлений министерства образования и науки Самарской области.

«Муниципальные образовательные учреждения сохранены только в крупных мегаполисах - Самаре и Тольятти, но и в этих муниципалитетах были созданы территориальные управления областного министерства образования, которые имеют четкое разделение полномочий с муниципальными органами управления образованием, а также обеспечивают доведение финансовых средств до муниципальных образовательных организаций» сказали в пресс-службе правительства.

Власти отметили, что следующим этапом стал перевод всех муниципальных общеобразовательных организаций в 35 из 37 муниципалитетов губернии в разряд государственных. Это произошло в 2011 году.

 

 

Эффективное управление ресурсами

 

По мнению и.о. министра образования и науки Астраханской области Сергея Фролова, предложенный проект по передаче полномочий еще нужно «прорабатывать и выявлять риски»«Это приведет к улучшению управляемости системы, то есть можно будет более эффективно управлять ресурсами в системе образования»— сказал он.

Этой же позиции придерживается и экс-советник губернатора Красноярская края, одна из известных педагогов региона Валентина Бибикова. «Сегодня большинство муниципалитетов дотационные, у них нет необходимых средств на школы. Школы получают «крохи» <…> Передача полномочий на уровень региона сделает его ответственным за функционирование школ и создание условий для обучения» подчеркнула она.


 


ТАСС
09.07.2017
ОМУ
Словарик учителя XXI века (часть 1)
Мы много пишем о современных цифровых инструментах и технологиях, которые изменяют образовательную среду. Но беда в том, что не все знакомы даже с их названиями. Очень часто материалах употребляются термины и сокращения, к которым мы сами настолько привыкли, что нам кажется — все же понимают, о чём речь. А вот если мы спросим любого нашего читателя, выбранного наугад, что такое MOOC или, скажем, «гибридное обучение», нет никакой уверенности, что он ответит. Нужно это срочно исправлять. Поэтому мы составили небольшой словарик терминов образования XXI века, на который и будем ссылаться в последующих статьях.
Мир моих интересов
Мир моих интересов
аватарка
7 приложений виртуальной реальности, которые заменят учебники истории
Практически каждый день мы слышим о разработке шлема виртуальной реальности, ультралёгкого компьютера-рюкзака или интерактивной перчатки. У детей игры и аттракционы в виртуальной реальности традиционно вызывают бурю восторга, а у родителей — испуг. Специалисты компании Fibrum, почему не стоит бояться виртуальной реальности и как её можно использовать в обучении.