ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Охват регионов
    Охват образовательных учреждений
    Охват педагогов
    48%
    География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
    24%
    С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
    35%
    Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
19
лет успешной работы
410
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2713
Организаций в статусе
партнёра программ
61
Авторских
образовательных курса
Новая жизнь НТТМ

Научно-техническое творчество молодёжи (НТТМ). Ещё совсем недавно казалось, что это явление осталось в прошлом, ушло вместе с эпохой СССР. А ведь тогда в стране был настоящий подъём системы НТТМ: функционировали так называемые «малые академии наук», школьники состояли в юношеских научных обществах, принимали участие в конференциях, смотрах, выставках техники. Более миллиона ребят погружались в мир творчества и изобретательства под девизом «Выдумывай, пробуй, твори!». Практически каждый ребёнок мечтал стать великим изобретателем, усердно трудясь над своим первым макетом летательного аппарата в кружке для начинающих техников. Советские школьники моделировали, создавали, конструировали, совершенствовали свои изобретения. Активно издавались познавательные журналы, среди которых «Юный техник», «Моделист-конструктор», «Техника молодёжи».

                                                             

 

Всего в период с 1960 по 1980 гг. научно-техническим творчеством занималось более 20 миллионов человек. В стране работало 60 000 кружков при ПТУ, 450 научных сообществ школьников, 140 000 клубов юных техников. Молодёжное движение НТТМ обеспечивало развитие и повышение профессионального и культурного уровня молодых специалистов, предоставляя резерв квалифицированных кадров в сфере технической инженерии. Именно благодаря такой отлаженной, продуманной системе развития научно-технического творчества, советская экономика и промышленность по валовым показателям имели второе место в мире. Мы первыми изобрели искусственный спутник Земли, отправили человека в космос, запустили атомную электростанцию. Вторая половина XX века стала для нашей страны временем открытий, изобретений и ускоренного роста промышленности. И, конечно, двигателем прогресса были именно молодые специалисты. Ребёнок, который ещё «вчера» лишь мечтал о том, как его модель самолета когда-нибудь превратится в настоящий летательный аппарат, вскоре уже был занят в авиастроении.

Увы, этой системе суждено было рухнуть с наступлением масштабных экономических перемен. Долгое время техническое творчество российской молодёжи находилось в глубоком застое.

Однако, в последние несколько лет ситуация начала меняться. Государство взяло курс на развитие НТТМ в отечественной системе образования. Эта тенденция была вызвана многими факторами – процессом глобализации, взрывным ростом объёма информации, а также построением экономики, основанной на знаниях.

Современный школьник находится в центре информационного потока. Благодаря Интернету он постоянно узнает что-то новое, имеет представление о самых разных сферах жизни. Но с информацией важно научиться работать. Способность находить главное среди большого объёма информации – один из основополагающих навыков успешного современного специалиста.  Добавим сюда умение решать нестандартные проблемы, выходить из затруднительных ситуаций оригинальным методом и способность воплощать свои идеи в форме проектов – и получим образ будущего специалиста с большим научно-техническим потенциалом.

Очевидно, что для подготовки технических специалистов высокого уровня недостаточно лишь обучения в университете. Процесс подготовки таких кадров должен носить длительный характер, азы научно-технического творчества необходимо закладывать уже с самых младших классов. Поэтому в настоящее время в России идёт внедрение программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, связанных с НТТМ.

Важность развития научно-технического творчества молодёжи связана также с острым дефицитом инженерных кадров в нашей стране. Для решения задач инновационного развития Президентом РФ В.В. Путиным были определены основные приоритеты модернизации экономики, к которым, в частности, относятся повышение энергоэффективности и ресурсосбережения, развитие ядерных, космических, медицинских и стратегических информационных технологий. Для реализации этих задач необходимо наличие высокопрофессиональных инженерных кадров.

 

 

Сейчас в стране начинает развиваться новая модель системы дополнительного образования – детские технопарки. Технопарки – важный элемент современной инновационной экономики. Они позволяют реализовывать научно-технические проекты с использованием высококачественного лабораторного и технического оснащения. На территории технопарков идёт разработка наукоёмкой продукции, формируются новые кадры, технико-внедренческие зоны. На базе технопарков школьники смогут освоить электротехнику, физико-математические основы космонавтики, геоинформатику и многое другое. Наступило время перемен и, кажется, вскоре мы снова сможем построить качественную систему научно-технического творчества, основа которой – молодые энтузиасты, открытые всему новому.

Однако, получив установку внедрить НТТМ, современная школа оказалась в затруднительном положении. Многолетний застой в системе научно-технического творчества молодёжи привёл к дефициту качественных программ по данному направлению. Недостаточен и уровень подготовленности педагогов. Всё это, в конечном итоге, замедляет темп распространения программ НТТМ в образовательных организациях нашей страны.

В связи со сложившимися тенденциями наличие грамотно составленных учебных программ рассматриваемой направленности, отвечающих требованиям современных образовательных стандартов, становится особенно важным.

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Открытый молодёжный университет» уже 15 лет работает в сфере новых образовательных технологий. ОМУ реализует современные программы интеллектуального развития, IТ-подготовки и творческого потенциала школьников с 1 по 11 класс. Следуя актуальным тенденциям в образовании, организация не оставляет без внимания сферу научно-технического творчества молодёжи.

ОМУ выстраивает траекторию развития НТТМ уже с начальной школы. Ранняя научно-техническая подготовка и активное вовлечение школьников в проектную деятельность позволяют сформировать набор компетенций, необходимый для обучения в вузе и последующего погружения в профессию.

Учебный план построен по принципу последовательности и системности обучения, учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. ОМУ стремится к обеспечению ускоренного развития технических способностей обучающихся, что будет способствовать повышению численности молодых ученых, исследователей и изобретателей. Принципиальной в процессе обучения становится проектная деятельность, которая позволит школьникам расширить круг своих интересов, повысить количество навыков и компетенций. Обучение по программе начинается с 5 класса. За семь лет увлекательного процесса погружения в мир НТТМ ребята научатся программировать на языке Logo, поработают над созданием дополненной реальности, сделают первый шаг к проектированию собственного робота, погрузятся в передовые технологии веб-конструирования и многое другое.

Программа реализуется с учётом таких передовых образовательных технологий как дистанционное и смешанное обучение. Дистанционный формат программы предполагает работу на портале Exterium. Exterium — это уникальная база обучающих материалов, обмен информацией и опытом с единомышленниками, реализация совместных идей и проектов, методическая поддержка и экспертиза. На портале обучающиеся смогут получать новые знания в удобное время, обмениваться ими со сверстниками и экспертами с разных концов страны, публиковать свои идеи и проекты, обсуждать актуальные вопросы с профессионалами на форумах и в сообществах.

Для обучения детей по программам НТТМ необходимо решение проблемы качественной подготовки педагогов. Педагог должен погрузиться в образовательные программы в сфере научно-технического творчества, понимая особенности различных методик обучения. Увеличение количества подготовленных педагогов в сфере НТТМ обеспечит успешную реализацию региональных программ развития образования в области робототехники и НТТМ, которые в настоящее время повсеместно принимаются. ОМУ предоставляет педагогам стажировочную площадку «Электронный помощник для подготовки к уроку». Эта площадка будет реализована благодаря гранту, который «Открытый молодёжный университет» получил от государства (грант в целях обеспечения реализации задач Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы по мероприятию «Поддержка инноваций в области развития и мониторинга Системы образования»).

Среди преимуществ обучения следует выделить возможность глубокого погружения в образовательные программы в сфере НТТМ, сокращение времени на подготовку к занятиям за счёт использования готовой базы знаний и возможность сконструировать и внедрить собственный авторский курс. Каждый педагог сможет развиваться по индивидуальной траектории согласно его профессиональным интересам.         

Сегодня научно-техническое творчество получает совершенно новую жизнь. Станции юных техников заменяют технопарки и бизнес-инкубаторы, черчение от руки – 3D-моделирование в современных программах. Активно распространяются кружки робототехники и IT, в которых ребята начинают свой путь в мир изобретательства и высоких технологий. Сейчас это основная форма развития и продвижения НТТМ.

Безусловно, научно-техническое творчество нового времени получает отличную от советской форму воплощения. Однако неизменным остаётся тот факт, что именно наши дети станут движущей силой, которая обеспечит экономическое благополучие страны.


Татьяна Юденкова
28.09.2016
а
5 интересных тезисов об онлайн-обучении
В чём различие между онлайн- и офлайн-репетиторами? Как повысить мотивацию учиться онлайн? Что ждёт образование в будущем? Ответы на эти вопросы ищите в этой статье.
Мир моих интересов
Образование 3.0.
Портрет образования будущего
Портрет образования будущего
Глобальные изменения в обществе и в образовании, происходящие в последние 10-15 лет вследствие интенсивного применения информационных и коммуникационных технологий предполагают пересмотр традиционного взгляда на обучение. Что нужно уметь, чтобы стать учителем в 2036 году? Предлагаем вам портрет образования будущего.