ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Охват регионов
    Охват образовательных учреждений
    Охват педагогов
    48%
    География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
    24%
    С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
    35%
    Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
19
лет успешной работы
410
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2713
Организаций в статусе
партнёра программ
61
Авторских
образовательных курса
Основы теории множественного интеллекта в комплексной образовательной программе «Мир моих интересов»

Что такое «интеллект»? Можно ли его измерить, протестировать, оценить, классифицировать?  Как развивать детский интеллект? Над этими вопросами работало немало известных психологов и учёных с начала 19 века. На сегодняшний день сформировалось единое представление об этом понятии: интеллектуниверсальная психическая способность мозга использовать собственный массив информации с максимальной эффективностью.

Человеческий интеллект является самой гибкой частью человеческого естества, которую каждый формирует, исходя из собственных предпочтений. Интеллект имеет определенную структуру и виды, и каждый из видов необходимо развивать и совершенствовать. В 1983 году доктор Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта, принципы которой гласят, что у человека могут быть разносторонние интеллектуальные способности, включая языки, музыку, пространственный ориентир, мышечное чувство и так далее.

Помимо теории множественного интеллекта доктора Гарднера, существуют другие теории развития интеллектатеория Пиаже, теория интеллекта и когнитивного развития Андерсона, триархическая теория Стернберга, биоэкологическая теория Цеси и другие. Теория доктора Гарднера выделяется тем, что он посчитал традиционные виды интеллекта, выделяемые другими учёными, слишком ограниченными и впервые высказал предположение о том, что люди имеют не только интеллектуальный потенциал, но и много различных интеллектов. Стоит отметить, что многие педагоги и в России, и за рубежом используют теорию множественного интеллекта в своей философии преподавания и работают над интеграцией теории Гарднера с конкретными подходами к обучению.

В окончательно сформированном виде теория выделяет 9 типов интеллекта:

  •       Вербальный (лингвистический) интеллект - способность мыслить, интерпретировать свои мысли;
  •       Музыкальный интеллект - понимание музыки, ритма, математический склад ума;
  •       Логико-математический интеллект - навыки вычисления, рассуждения, логическое мышление;
  •       Пространственный интеллект - образное мышление, способность мыслить в трёх измерениях;
  •       Телесно-кинестетический интеллект - развитое осязание, использование различных физиологических навыков;
  •       Личностный интеллект - способность к самооценке, пониманию собственного «я»;
  •       Межличностный интеллект - способность понимать и эффективно взаимодействовать с другими людьми;
  •       Натуралистический (природный) интеллект - способность чувствовать растительный и животный мир;
  •       Экзистенциальный интеллект - «духовный» интеллект, способность мыслить в широких, глобальных масштабах.

Как показывают исследования, зачастую у детей развивается всего лишь несколько из представленных типов интеллекта. Родители, видя явные успехи ребенка в той или иной области, стараются делать акцент именно на ней. Это ограничивает его и не дает развиваться всесторонне. Очень важно создать для ребенка ту среду, в которой он смог бы по максимуму развиваться в интеллектуальном направлении.  Только так можно получить всесторонне развитую личность, способную реализовать себя в современном обществе. Большинство родителей и педагогов согласятся с утверждениям, что школьная программа не предоставляет всех возможностей для создания такой среды. Но существует другой путь – внеурочка.

В 2013 году НОУ «Открытый молодежный университет» начал разработку программы внеурочной деятельности «Мир моих интересов» с акцентом на интеллектуальное развитие школьников с 1 по 4 класс. Программа позволяет детям погрузиться в изучение окружающего мира и пространства, развивает у ребенка познавательный интерес и обеспечивает его интеллектуальное, культурное и социальное развитие. За счет разностороннего подхода, многообразия информации и комбинированного типа занятий программа «Мир моих интересов» обеспечивает развитие младшего школьника по всем типам интеллекта.

Развитие вербального (лингвистического) интеллекта происходит через углубление основополагающих знаний об окружающем мире, улучшение функциональной грамотности (развития речи, смыслового чтения, умения оперировать логическими операциями) а также через формирование навыков исследовательского поиска. Ребята познакомятся с явлениями природы, научатся замечать необычное и захватывающее в повседневной жизни, а также разовьют навыки исследовательского поиска. С помощью образовательно – игровых порталов и рабочих тетрадей, входящих в учебно-методический комплекс программы, школьники смогут изучить таинственные пещеры и лабиринты, погрузиться в малоизведанные глубины океана и познакомиться с местными обитателями, и даже совершить захватывающие космические прогулки.

В программе «Мир моих интересов» активно используются сопроводительные материалы и готовые медиа-продукты, которые помогают развивать рефлексивные способности.  Помимо этого, в программе содержатся задания для духовно-нравственного развития и воспитания детей, предусматривающее понимание и принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Приобретение этих качеств и навыков оказывает влияние на развитие экзистенциального и личностного интеллектов.

Для развития межличностногоинтеллекта программой предусмотрена групповая и парная работа, множество заданий в проектной форме, дискуссии и обсуждения.  Выполнение проектных заданий, как правило, завершается защитой результата перед педагогом и сверстниками, что позволяет нарабатывать коммуникативные навыки: научиться выслушивать, отстаивать свою точку зрения, участвовать в диалогах. Такой вид деятельности на занятиях научит детей работать в команде, презентовать себя и свои умения и ясно излагать мысли. А новые формы подачи материала и методы развития коммуникации позволяют поддерживать мотивацию учеников к познавательной деятельности.

Логико- математический интеллект начинает развиваться у школьников за счет присутствия в программе множества экспериментальных заданий, где требуется применять логику, выдвигать гипотезы и делать умозаключения, решать нестандартные задачи. Программа насыщена заданиями на смекалку, ребятам предстоит расшифровывать иероглифы, переводить загадочные послания с румынского, и даже расследовать дело об исчезнувшей королевской короне в качестве самых настоящих детективов.

Люди с развитым пространственным интеллектом хорошо ориентируются в картах, схемах, чертежах, обладают хорошей памятью и образным мышлением. Для приобретения этих качеств в программе присутствуют задания на сбор пазлов, поиск предметов, изучение географических карт, различные головоломки и расшифровки. Школьники познакомятся с миром животных и растений, природных стихий, узнают много необычных фактов о странах, традициях и особенностях многих народов, что может послужить основой для развития таких качеств как толерантность и мобильность. Ребята, занимающиеся по программе, окунутся в яркий мир красочной Бразилии, узнают много нового о стране озер Канаде, познакомятся со страной контрастов Индией, а также «побывают» в Австралии, Японии, Великобритании, республике Тонга и множестве других государств. На данном этапе особое внимание уделяется заданиям, которые развивают аналитическое мышление, внимание, умение сопоставлять, сравнивать и систематизировать информацию. Эти качества напрямую влияют на развитие натуралистического и пространственного интеллектов.

Комбинированный формат обучения программы содержит множество экспериментов, опытов и заданий практической направленности, что обеспечивает рост телесно-кинестетического интеллекта. Для его развития также предусмотрены кейсовые мероприятия, физкультурные разминки, подвижные ролевые игры.

«Мир моих интересов» - это изучение окружающего мира через наблюдение, сбор информации, постановка экспериментов и оформление первых исследовательских работ. Темы занятий тщательно продуманы согласно психологическим особенностям и интересам детей младшего школьного возраста.

Современный мир развивается сейчас с фантастической скоростью, меняются ценности, взгляды, требования. Чтобы успевать за всем самым интересным и необычным, быть в курсе событий и понимать логику вещей, нужно быть человеком интеллектуально подкованным и заинтересованным в развитии и росте. Ориентировать ребенка на такой путь и дать ему возможность построить крепкий фундамент для своего будущего необходимо и с самого детства. И использовать для этого нужно все возможные средства и инструменты. Такой этап, как начальное звено, очень важен в жизни каждого школьника. От того, какие пути для развития ему предложат в первые четыре года обучения в школе, будет зависеть его дальнейшее будущее. Важно создать избыточную информационную среду, в которой у школьника будут все условия для становления современного мировоззрения и всестороннего развития.

По итогам обучения в начальной школе ребенок должен быть подготовлен - и морально, и интеллектуально - к переходу в среднее звено, и органично встроиться в современное информационное, коммуникационное и социальное пространство. И «Мир моих интересов» может помочь в этом.

Источник: «Интерника»


Открытый молодежный университет
10.06.2015
ава
Ближайшее будущее. Смогут ли роботы заменить учителей?
Роботы заменят учителей в классе в течение следующих десяти лет, и у всех школьников появится возможность получать образование уровня Итона или Веллингтона пишет The Telegraph.
Мир моих интересов
Мир моих интересов
Детская наука
Мир детской науки
Первые шаги, первые впечатления, первые открытия… Это классические признаки самой счастливой поры жизни – детства. Каждый ребенок открывает для себя мир. Но не каждый способен что-то открыть этому миру. Или каждый?!