ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Охват регионов
    Охват образовательных учреждений
    Охват педагогов
    48%
    География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
    24%
    С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
    35%
    Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
19
лет успешной работы
410
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2713
Организаций в статусе
партнёра программ
61
Авторских
образовательных курса
Сегодня это бред, завтра — научное открытие

Если кажется, что науку выбирают только унылые ботаники — приходите на Science Slam и посмотрите, как харизматичные молодые учёные рассказывают о своих открытиях. А если замечаете, что ваш ребёнок тоже интересуется наукой (например, тратит всё свободное время на проект космического лифта) — приводите его на Science Slam для школьников. Вместе с Фондом инфраструктурных и образовательных программ мы расскажем, зачем вам это надо.

Science Slam — это научно-популярное шоу, в котором учёные остроумно, доступно и интересно рассказывают о своём исследовании. Они должны уложиться в 10 минут, выкинуть из своей речи все сложные термины и объяснить, как их выводы могут пригодиться каждому. Слэмы проходят в барах и ночных клубах, и на них приходят самые обычные люди, которым нравится после работы посидеть за кружкой пива и послушать о последних научных открытиях.

Хотя формально Science Slam — это состязание учёных, победители не получают никаких серьёзных материальных призов. Их выбирают по самым громким аплодисментами и вручают боксёрские перчатки. Эта традиция пришла из Германии, где около десяти лет назад и начали проводить слэмы. Такой символический приз означает, что состязание — шуточное, и борются учёные не между собой, а за то, чтобы больше людей интересовались наукой.

Объяснить результат долгой научной работы всего за 10 минут не так-то просто, поэтому подготовить выступление участникам помогают тренеры. Они знают, как выбрать самое интересное, сделать презентацию, найти аналогии для сложных понятий, добавить, где нужно, шутку или мем. Но, конечно, удачное выступление — это не самое смешное, а самое понятное. Действительно, как может не понравиться человек, сумевший объяснить вам принципы квантовой механики?


«Учёные бывают очень упрямыми. Их нужно заставить убрать все термины из выступления, а они всегда этому сопротивляются. Они думают, что все люди знают все их научные словечки, но это не так. Иногда приходится даже проводить эксперименты — например, позвать случайного человека с соседнего столика и спросить, знает ли он тот или иной термин. Это же учёные — чтобы их убедить, нужны доказательства».

Арина Пушкина, директор ассоциации Science Slam Россия


Когда учёный выходит на сцену, и видит, что тысяча человек пришла его послушать, что его работа интересна людям — это очень мотивирует. В ассоциации Science Slam заметили это и решили, что будет здорово поддерживать интерес к науке с раннего возраста. Так появились школьные слэмы. Их начали проводить в 2015 году, чтобы показать, что дети могут заниматься серьёзными исследованиями, научить их интересно об этом рассказывать и дать возможность выступить перед такими же школьниками и заинтересовать их. И обнаружили, что есть ещё одна важная миссия — показать родителям и учителям, что интерес к науке может начинаться с самых странных идей, и его обязательно нужно поддерживать.


«Когда мы проводим детские слэмы, в конце к нам часто подходят ребята со своими идеями. Иногда они бывают совсем бредовые — но главное, они у них есть. И они подходят с ними к своим учителям, а те им говорят: „Что за бред, займись чем-нибудь нормальным!“. У нас сердце кровью обливается, когда мы это видим. Тогда мы ищем контакты, звоним родителям или в школу и говорим — у вашего ребёнка есть интерес к науке, отдайте его в какой-нибудь кружок, поддержите его. Ведь сегодня это бред, а завтра — научное открытие».

Катерина Зиброва, организатор Science Slam School Хабаровск


Катерина рассказывает про одного из участников прошлогоднего школьного слэма в Хабаровске — 10-летнего Виталия Вялова, который решил изучить, вырастет ли арахис на Дальнем востоке. Школьный учитель поддержал его, и у них вышло настоящее экспериментальное исследование в области ботаники. Они начали изучать, какой арахис прорастёт — жареный или нежареный, в шкурке или без шкурки, в открытом грунте или под плёнкой. И заодно выяснили, что это на самом деле не орех, как все думают, а боб! Эксперимент длился восемь месяцев, и в конце Виталий собрал три килограмма арахиса. А победил в тот год 12-летний Виктор Бортюк, который провёл маркетинговое исследование покупательского поведения в школьном буфете.

Конечно же, школьные слэмы не проходят в ночных клубах, да и условия отбора для участников гораздо мягче. Но в остальном — это такая же серьёзная научная работа. На сцене школьники проведут по 5-10 минут, но до этого их ждут две недели интенсивной подготовки с полным погружением в научную среду. Сначала дети занимаются с наставниками индивидуально — работают над структурой своего исследования, презентацией, техникой речи. А потом начинаются групповые сессии, на которых дети оценивают выступления друг друга: говорят, что было непонятно, отмечают минусы и плюсы. Так они учатся принимать критику и помогают друг другу сделать выступление лучше.
 
 
Следующий школьный слэм пройдет в апреле 2018 года. Его проводит ассоциация Science Slam вместе с Фондом инфраструктурных и образовательных программ.

«Интерес к науке и технологиям — это естественное детское любопытство, которое нужно подхватывать. Иначе оно погаснет в старшей школе, когда ребёнок перестанет понимать, зачем ему нужны знания из учебников и как их можно применять. Увлеченные дети уже в старшей школе работают над проектами, которые связаны с их будущими профессиями. Science Slam School дает им возможность рассказать о том, что для них по-настоящему интересно. Когда такой школьник рассказывает со сцены, как, например, редактировать геном или создать вечную батарейку, то он цепляет десятки и сотни других школьников, в которых это любопытство еще живо».

Сергей Филиппов, руководитель дирекции популяризации Фонда инфраструктурных и образовательных программ.


23 апреля пройдёт первый отборочный Science Slam School в Петербурге. До конца месяца будут ещё три слэма — в Хабаровске, Тольятти и Новосибирске. В них смогут поучаствовать дети из школ, которые входят в Школьную лигу РОСНАНО — это больше 900 школ по всей России. Победители получат путёвку на летнюю школу «Наноград» во Владивостоке с 1 по 10 июля. Там и пройдёт финальный раунд, на котором определится победитель Science Slam School 2018.

Анонсы всех Science Slam будут появляться в группе Science Slam Russia.


МЕЛ
19.04.2018
ава
Что делать, если ученик все время ябедничает
Нередко бывает, что тот или иной ребенок постоянно жалуется на других детей, ябедничает. Убеждения не помогают. Почему это происходит и что может сделать учитель?
Образование 3.0.
ОМУ
ОМУ
Атлас новых профессий
«Атлас» — это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он поможет вам понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются рабо- тодателям. Скорость изменений увели- чивается, сложность профессиональных задач возрастает. Некоторые занятия в сфере IТ, например, менеджер соци- альных сетей, профессиональный блогер, сео-оптимизатор, хедхантер, не были известны в начале 2000-х, а теперь стали популярными и высокооплачиваемыми. Какими знаниями, умениями и навыками нужно обладать, чтобы быть востребо- ванным специалистом в новом мире?