ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Охват регионов
    Охват образовательных учреждений
    Охват педагогов
    48%
    География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
    24%
    С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
    35%
    Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
19
лет успешной работы
410
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2713
Организаций в статусе
партнёра программ
61
Авторских
образовательных курса
Сегодня это бред, завтра — научное открытие

Если кажется, что науку выбирают только унылые ботаники — приходите на Science Slam и посмотрите, как харизматичные молодые учёные рассказывают о своих открытиях. А если замечаете, что ваш ребёнок тоже интересуется наукой (например, тратит всё свободное время на проект космического лифта) — приводите его на Science Slam для школьников. Вместе с Фондом инфраструктурных и образовательных программ мы расскажем, зачем вам это надо.

Science Slam — это научно-популярное шоу, в котором учёные остроумно, доступно и интересно рассказывают о своём исследовании. Они должны уложиться в 10 минут, выкинуть из своей речи все сложные термины и объяснить, как их выводы могут пригодиться каждому. Слэмы проходят в барах и ночных клубах, и на них приходят самые обычные люди, которым нравится после работы посидеть за кружкой пива и послушать о последних научных открытиях.

Хотя формально Science Slam — это состязание учёных, победители не получают никаких серьёзных материальных призов. Их выбирают по самым громким аплодисментами и вручают боксёрские перчатки. Эта традиция пришла из Германии, где около десяти лет назад и начали проводить слэмы. Такой символический приз означает, что состязание — шуточное, и борются учёные не между собой, а за то, чтобы больше людей интересовались наукой.

Объяснить результат долгой научной работы всего за 10 минут не так-то просто, поэтому подготовить выступление участникам помогают тренеры. Они знают, как выбрать самое интересное, сделать презентацию, найти аналогии для сложных понятий, добавить, где нужно, шутку или мем. Но, конечно, удачное выступление — это не самое смешное, а самое понятное. Действительно, как может не понравиться человек, сумевший объяснить вам принципы квантовой механики?


«Учёные бывают очень упрямыми. Их нужно заставить убрать все термины из выступления, а они всегда этому сопротивляются. Они думают, что все люди знают все их научные словечки, но это не так. Иногда приходится даже проводить эксперименты — например, позвать случайного человека с соседнего столика и спросить, знает ли он тот или иной термин. Это же учёные — чтобы их убедить, нужны доказательства».

Арина Пушкина, директор ассоциации Science Slam Россия


Когда учёный выходит на сцену, и видит, что тысяча человек пришла его послушать, что его работа интересна людям — это очень мотивирует. В ассоциации Science Slam заметили это и решили, что будет здорово поддерживать интерес к науке с раннего возраста. Так появились школьные слэмы. Их начали проводить в 2015 году, чтобы показать, что дети могут заниматься серьёзными исследованиями, научить их интересно об этом рассказывать и дать возможность выступить перед такими же школьниками и заинтересовать их. И обнаружили, что есть ещё одна важная миссия — показать родителям и учителям, что интерес к науке может начинаться с самых странных идей, и его обязательно нужно поддерживать.


«Когда мы проводим детские слэмы, в конце к нам часто подходят ребята со своими идеями. Иногда они бывают совсем бредовые — но главное, они у них есть. И они подходят с ними к своим учителям, а те им говорят: „Что за бред, займись чем-нибудь нормальным!“. У нас сердце кровью обливается, когда мы это видим. Тогда мы ищем контакты, звоним родителям или в школу и говорим — у вашего ребёнка есть интерес к науке, отдайте его в какой-нибудь кружок, поддержите его. Ведь сегодня это бред, а завтра — научное открытие».

Катерина Зиброва, организатор Science Slam School Хабаровск


Катерина рассказывает про одного из участников прошлогоднего школьного слэма в Хабаровске — 10-летнего Виталия Вялова, который решил изучить, вырастет ли арахис на Дальнем востоке. Школьный учитель поддержал его, и у них вышло настоящее экспериментальное исследование в области ботаники. Они начали изучать, какой арахис прорастёт — жареный или нежареный, в шкурке или без шкурки, в открытом грунте или под плёнкой. И заодно выяснили, что это на самом деле не орех, как все думают, а боб! Эксперимент длился восемь месяцев, и в конце Виталий собрал три килограмма арахиса. А победил в тот год 12-летний Виктор Бортюк, который провёл маркетинговое исследование покупательского поведения в школьном буфете.

Конечно же, школьные слэмы не проходят в ночных клубах, да и условия отбора для участников гораздо мягче. Но в остальном — это такая же серьёзная научная работа. На сцене школьники проведут по 5-10 минут, но до этого их ждут две недели интенсивной подготовки с полным погружением в научную среду. Сначала дети занимаются с наставниками индивидуально — работают над структурой своего исследования, презентацией, техникой речи. А потом начинаются групповые сессии, на которых дети оценивают выступления друг друга: говорят, что было непонятно, отмечают минусы и плюсы. Так они учатся принимать критику и помогают друг другу сделать выступление лучше.
 
 
Следующий школьный слэм пройдет в апреле 2018 года. Его проводит ассоциация Science Slam вместе с Фондом инфраструктурных и образовательных программ.

«Интерес к науке и технологиям — это естественное детское любопытство, которое нужно подхватывать. Иначе оно погаснет в старшей школе, когда ребёнок перестанет понимать, зачем ему нужны знания из учебников и как их можно применять. Увлеченные дети уже в старшей школе работают над проектами, которые связаны с их будущими профессиями. Science Slam School дает им возможность рассказать о том, что для них по-настоящему интересно. Когда такой школьник рассказывает со сцены, как, например, редактировать геном или создать вечную батарейку, то он цепляет десятки и сотни других школьников, в которых это любопытство еще живо».

Сергей Филиппов, руководитель дирекции популяризации Фонда инфраструктурных и образовательных программ.


23 апреля пройдёт первый отборочный Science Slam School в Петербурге. До конца месяца будут ещё три слэма — в Хабаровске, Тольятти и Новосибирске. В них смогут поучаствовать дети из школ, которые входят в Школьную лигу РОСНАНО — это больше 900 школ по всей России. Победители получат путёвку на летнюю школу «Наноград» во Владивостоке с 1 по 10 июля. Там и пройдёт финальный раунд, на котором определится победитель Science Slam School 2018.

Анонсы всех Science Slam будут появляться в группе Science Slam Russia.


МЕЛ
19.04.2018
ава
Виртуальная реальность в образовании: форматы
Какие возможности для образования предлагает виртуальная реальность? Дмитрий Кириллов, руководитель VRAR lab и Cerevrum Inc, рассказывает о самых перспективных форматах и выдающихся проектах.
ОМУ
Мир моих интересов
Стартап
Стартапы как новый школьный предмет
Чем раньше молодой человек пробует создать и запустить бизнес, тем больше у него уверенности в своих силах. Одно дело узнать о стартапах в 25 лет, и другое — в школьном возрасте. Истории успеха молодых предпринимателей могут помочь определиться с выбором жизненного пути. В последнее время стартапы становятся своего рода профессией.