Открытый молодёжный университет – это пространство уникальных возможностей, основанное на инновационном обучении, командной проектной деятельности, геймификации и погружении в научно-техническое творчество. Мы постоянно совершенствуем наши курсы, чтобы подготовить успешных представителей будущего поколения инженеров и новаторов к жизни в высокотехнологичном мире.
молодежных мероприятий
партнёра программ
образовательных курса
Если кажется, что науку выбирают только унылые ботаники — приходите на Science Slam и посмотрите, как харизматичные молодые учёные рассказывают о своих открытиях. А если замечаете, что ваш ребёнок тоже интересуется наукой (например, тратит всё свободное время на проект космического лифта) — приводите его на Science Slam для школьников. Вместе с Фондом инфраструктурных и образовательных программ мы расскажем, зачем вам это надо.
Science Slam — это научно-популярное шоу, в котором учёные остроумно, доступно и интересно рассказывают о своём исследовании. Они должны уложиться в 10 минут, выкинуть из своей речи все сложные термины и объяснить, как их выводы могут пригодиться каждому. Слэмы проходят в барах и ночных клубах, и на них приходят самые обычные люди, которым нравится после работы посидеть за кружкой пива и послушать о последних научных открытиях.
Хотя формально Science Slam — это состязание учёных, победители не получают никаких серьёзных материальных призов. Их выбирают по самым громким аплодисментами и вручают боксёрские перчатки. Эта традиция пришла из Германии, где около десяти лет назад и начали проводить слэмы. Такой символический приз означает, что состязание — шуточное, и борются учёные не между собой, а за то, чтобы больше людей интересовались наукой.
Объяснить результат долгой научной работы всего за 10 минут не так-то просто, поэтому подготовить выступление участникам помогают тренеры. Они знают, как выбрать самое интересное, сделать презентацию, найти аналогии для сложных понятий, добавить, где нужно, шутку или мем. Но, конечно, удачное выступление — это не самое смешное, а самое понятное. Действительно, как может не понравиться человек, сумевший объяснить вам принципы квантовой механики?
«Учёные бывают очень упрямыми. Их нужно заставить убрать все термины из выступления, а они всегда этому сопротивляются. Они думают, что все люди знают все их научные словечки, но это не так. Иногда приходится даже проводить эксперименты — например, позвать случайного человека с соседнего столика и спросить, знает ли он тот или иной термин. Это же учёные — чтобы их убедить, нужны доказательства».
Арина Пушкина, директор ассоциации Science Slam Россия
Когда учёный выходит на сцену, и видит, что тысяча человек пришла его послушать, что его работа интересна людям — это очень мотивирует. В ассоциации Science Slam заметили это и решили, что будет здорово поддерживать интерес к науке с раннего возраста. Так появились школьные слэмы. Их начали проводить в 2015 году, чтобы показать, что дети могут заниматься серьёзными исследованиями, научить их интересно об этом рассказывать и дать возможность выступить перед такими же школьниками и заинтересовать их. И обнаружили, что есть ещё одна важная миссия — показать родителям и учителям, что интерес к науке может начинаться с самых странных идей, и его обязательно нужно поддерживать.
«Когда мы проводим детские слэмы, в конце к нам часто подходят ребята со своими идеями. Иногда они бывают совсем бредовые — но главное, они у них есть. И они подходят с ними к своим учителям, а те им говорят: „Что за бред, займись чем-нибудь нормальным!“. У нас сердце кровью обливается, когда мы это видим. Тогда мы ищем контакты, звоним родителям или в школу и говорим — у вашего ребёнка есть интерес к науке, отдайте его в какой-нибудь кружок, поддержите его. Ведь сегодня это бред, а завтра — научное открытие».
Катерина Зиброва, организатор Science Slam School Хабаровск
Катерина рассказывает про одного из участников прошлогоднего школьного слэма в Хабаровске — 10-летнего Виталия Вялова, который решил изучить, вырастет ли арахис на Дальнем востоке. Школьный учитель поддержал его, и у них вышло настоящее экспериментальное исследование в области ботаники. Они начали изучать, какой арахис прорастёт — жареный или нежареный, в шкурке или без шкурки, в открытом грунте или под плёнкой. И заодно выяснили, что это на самом деле не орех, как все думают, а боб! Эксперимент длился восемь месяцев, и в конце Виталий собрал три килограмма арахиса. А победил в тот год 12-летний Виктор Бортюк, который провёл маркетинговое исследование покупательского поведения в школьном буфете.
«Интерес к науке и технологиям — это естественное детское любопытство, которое нужно подхватывать. Иначе оно погаснет в старшей школе, когда ребёнок перестанет понимать, зачем ему нужны знания из учебников и как их можно применять. Увлеченные дети уже в старшей школе работают над проектами, которые связаны с их будущими профессиями. Science Slam School дает им возможность рассказать о том, что для них по-настоящему интересно. Когда такой школьник рассказывает со сцены, как, например, редактировать геном или создать вечную батарейку, то он цепляет десятки и сотни других школьников, в которых это любопытство еще живо».
Сергей Филиппов, руководитель дирекции популяризации Фонда инфраструктурных и образовательных программ.
Анонсы всех Science Slam будут появляться в группе Science Slam Russia.
МЕЛ
19.04.2018