ОТКРЫТЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Охват регионов
    Охват образовательных учреждений
    Охват педагогов
    48%
    География работы включает в себя объекты во всех федеральных округах России и в Казахстане
    24%
    С каждым годом количество образовательных организаций, сотрудничающих с ОМУ, увеличивается
    35%
    Число педагогов, работающих по образовательным программам ОМУ, находится в положительной динамике
19
лет успешной работы
410
Реальных и виртуальных
молодежных мероприятий
2713
Организаций в статусе
партнёра программ
61
Авторских
образовательных курса
Кто такие тьюторы и зачем они нужны?

Современный мир меняется очень быстро: появляются новые сферы деятельности и новые профессии. Как выбрать то, что нужно и безошибочно сформировать свою образовательную траекторию? Здесь на помощь могут прийти тьюторы.  

От Англии до России

Пять лет назад Агентство стратегических инициатив и Московская школа управления «Сколково» представили «Атлас новых профессий». По мнению разработчиков, до 2030 года в различных сферах деятельности должен появиться целый ряд новых специальностей. Сфера образования не исключение. До 2020 года должны появиться (то есть происходит это прямо здесь и сейчас) такие профессии, как игромастер, ментор стартапов, тренер по майнд-фитнесу, тьютор и несколько других. В рамках атласа тьютору дается следующее определение: «педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся в рамках дисциплин, формирующих образовательную программу, прорабатывающий индивидуальные задания, рекомендующий траекторию карьерного развития». Специалист должен обладать следующими надпрофессиональными навыками и умениями: клиентоориентированность, работа с людьми, управление проектами, межотраслевая коммуникация, системное мышление.

Тьюторство обязано своим появлением на свет чопорной Великобритании. В XIV веке студенты Оксфорда и Кембриджа получили индивидуального наставника, проводника, тьютора. Эти люди были призваны выполнять роль некой третьей стороны, быть между профессорами и студентами. Именно тьюторы помогали в разработке индивидуальной программы обучения слушателям европейских университетов для получения максимально полезной для них информации и возможности сдать все необходимые экзамены в дальнейшем.

В нашей стране должность тьютора появилась значительно позже. Официально она утверждена приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н. Должностные обязанности и навыки, предъявляемые к тьюторам, за исключением специалистов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования, прописаны в Приказе от 26 августа 2010 года № 761н «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих».

Требования, которые к ним предъявляются:

  • высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика»;
  • стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Тьютор должен:

  • организовать процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; 
  • организовать  персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения; 
  • скоординировать поиск информации обучающимися для самообразования; 
  • сопровождать процесс формирования их личности (помогать разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

Точка зрения

Наталья Петропавловская - профессиональный тьютор с большим опытом работы. Вот что она говорит про профессию тьютора.

Расскажите, какую работу выполняет тьютор? 

Тьютор – это педагог, который сопровождает разработку и реализацию индивидуальных образовательных программ. Его деятельность заключается в том, чтобы обсудить с человеком его образовательный запрос (это может быть некоторый дефицит, например: «хочу подготовиться к ЕГЭ по физике» или проблемная ситуация: «не могу определиться, куда идти после 9-го класса») и помочь подобрать необходимые ресурсы (курсы, интенсивные школы, информационные источники и т. д.). Таким образом, у человека появляется свой набор практик, которые решают его личный образовательный запрос. Это мы и называем индивидуальной образовательной программой. Составляя, затем реализуя свою программу (а не предложенную, например, учителем для всего класса), человек приобретает опыт самообразования, учится подбирать ресурсы, выбирать из них наиболее оптимальные. 

Какими качествами должен обладать человек, решивший идти по этой стезе? 

Если человек решил стать тьютором, то обязательным является опыт своего самообразования, стремление развиваться, ориентироваться в том, что происходит сейчас в образовании. Второе, это, конечно же, умение взаимодействовать с людьми, коммуникабельность, толерантность. Также важными являются организаторские способности, активность. Тьютору часто приходится не только обсуждать образовательное движение с тьюторантом, но и организовывать различные события, привлекать других специалистов. 

Есть ли определенная специфика работы тьюторов, оказывающих помощь дошкольникам, школьникам или же студентам? 

Специфика, безусловно, есть. В первую очередь это связано с возрастными особенностями, с уровнем самостоятельности тьюторанта. Если это дошколята, то тьютор, например, может больший акцент сделать на организации пространства для ребенка, на взаимодействии с родителями как основными заказчиками на образование, с ними обсуждать индивидуальные особенности, интересы ребенка, а также подбирать разнообразные ресурсы (программы, центры, мероприятия). Для школьников тьютор организует сопровождение познавательных интересов, включает детей в проектную и исследовательскую деятельность, обсуждает с подростками образ будущего и варианты послешкольного образования. В случае со студентами это сопровождение в профессиональном образовании: каким профессионалом я хочу быть? что мне для этого нужно? какие практики мне необходимы, чтобы таким стать?

Каков был ваш путь к тьюторству: образование, опыт работы до этого вида деятельности? 

Мой путь начался еще в студенчестве. На факультете начальных классов у нас была практика, в которой мы, студенты старших курсов, сопровождали первокурсников, помогали им сориентироваться в образовательном пространстве вуза. После окончания педагогического университета в Красноярске я пошла работать в дополнительное образование для детей, а также в краевой центр профориентации. Идеи тьюторства помогли мне начать практику работы с подростками в роли педагога и педагога-психолога. Затем я параллельно закончила магистратуру «Тьюторство в сфере образования» при МПГУ (руководитель – Ковалева Татьяна Михайловна) и в скором времени начала свою частную практику в качестве тьютора. 

Нужны ли такие специалисты России в общем и каждому учебному заведению в частности? 

Конечно. Тьютор – это позиция, которая позволяет сделать образовательное пространство открытым, вариативным, интересным. На мой взгляд, каждому человеку нужна своя индивидуальная образовательная программа: в детском саду, школе, техникуме, вузе. Мир, в котором мы живем и будем жить, не предлагает готовых решений и моделей жизни. Каждому из нас приходится так или иначе конструировать свой путь, в том числе образовательный. 

Как вы считаете, становление тьюторства в нашей стране было обусловлено принятием закона об инклюзивном образовании? 

На мой взгляд, становление тьюторства как раз таки произошло вследствие того, что мир изменился, появилось много образовательных предложений, в которых нужно уметь ориентироваться, выбирать из них то, что соответствует личным интересам, предпочтениям, особенностям. Особую роль в его становлении сыграла, на мой взгляд, Межрегиональная тьюторская ассоциация. Закон об инклюзивном образовании лишь ускорил этот процесс. 

Равно ли тьюторство коучингу в каком-то смысле? 

Тьюторство и коучинг – это помогающие человеку практики. Они схожи отдельными приемами и направлены в конечном итоге на прирост человека, его развитие. Но по своему содержанию практики разные. Тьюторство – сопровождение человека в его образовании (чему мне важно научиться? какие ресурсы для этого я буду использовать?), коучинг – достижение целей в профессиональной, личной жизни. 

Вы работаете как частнопрактикующий тьютор? Известны ли вам учебные заведения, штат которых укомплектован тьюторами (Москва, Московская область, другие города России)? Можете назвать некоторые из них? 

Да, я работаю как частнопрактикующий тьютор.  В России с каждым годом становится все больше и больше таких организаций, в которых есть штат тьюторов. Это Хорошкола, Новая школа в Москве, «Эврика-развитие» в Томске. 

Каждому по тьютору

Тьютор – это учитель, наставник, психолог. Эта профессия имеет максимально широкий охват применения – детские сады, школы, ссузы и вузы, инклюзивное образование, домашнее обучение.

Недаром говорят, педагог в работе использует ответы, а тьютор – вопросы. Тьюторство максимально отличается от подхода классической школы, где ребенок как индивидуальная единица практически не рассматривается. Подход к обучению группы и индивидуальный подход – разница колоссальная. Тьютор может построить индивидуальный маршрут освоения новых знаний, зная способности конкретного ребенка, опираясь на его интересы. Таким образом, даже школьника, на котором поставили крест, специалист сможет заинтересовать в обучении, дать ему представление о его будущей профессии.

Особое значение имеет профессия тьютора в системе сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. В некоторых случаях такого специалиста еще называют педагогом сопровождения, куратором, поддерживателем, адаптором и освобожденным классным куратором. Миссия этого человека – успешное включение особенного ребенка в школьный социум. И главная его задача – быть проводником между такими детьми с особенностями развития и учителями, родителями, школьными товарищами.

Пока тьюторство в нашей стране больше напоминает эксперимент. В то время как в Европе и США система, выстроенная столетиями, используется максимально широко. Если смотреть на различия между нашим и иностранным подходами, четко видна разница. В России тьюторы чаще работают в образовательных центрах, школах и детских садах с инклюзивным и дистанционным образованием, в то время как за рубежом эта профессия больше распространена в университетах. Увы, дипломированных специалистов в нашей стране крайне мало. Но потребность в этой профессии будущего очевидна.


Activityedu
11.03.2019
ава
5 привлекательных способов для начала новой темы
Наших учеников можно представить, как одних из самых требовательных зрителей и критиков. Если мы предлагаем им новую информацию и заявляем, что «сегодня мы собираемся узнать о ...», их внимание обращается в нуль, а умы начинают задаваться вопросом, стоит ли слушать.
Мир моих интересов
Мир моих интересов
образовательные технологии
Пять стратегий для обучения навыкам XXI века
Как развить в школьниках навыки, необходимые для жизни и работы в XXI веке? Дана Мортенсон, сооснователь и исполнительный директор World Savvy и член организации Ashoka Fellow, предложила опробованные стратегии. Появляется всё больше компаний, для которых не важны ни расстояния, ни государственные границы. Некоторые глобальные проблемы — изменение климата, обеспечение продовольствием растущее население Земли, истощение ресурсов — можно решить только так. Чтобы решения и принимаемые меры были действенными, необходима совместная работа многонациональных команд.